«Борисполь» ставят на новые рельсыКоллективу аэропорта «Борисполь» представили нового руководителя. Им с приставкой «и. о.» стал Евгений Дыхне, который до этого возглавлял дирекцию по организации пассажирских перевозок «Укрзализныци». Еще раньше он работал инженером в главке пассажирских перевозок железнодорожной администрации, а до этого – генеральным директором авиакомпании «Львовские авиалинии».


Приказ о назначении подписан министром инфраструктуры Максимом Бурбаком в пятницу, 19 сентября. Одновременно Мининфраструктуры отправило в отставку предыдущего директора предприятия Сергея Гомболевского. Основанием послужило поданное им на прошлой неделе заявление о досрочном прекращении трудового контракта.

Заявление Гомболевского об уходе похоже на эмоциональное решение, считают его коллеги. 17 сентября на заседании Кабмина личность директора аэропорта стала объектом резкой критики со стороны премьера Арсения Яценюка. Он потребовал от Максима Бурбака изучить, законно ли аэропортом проводился в июле этого года конкурс на предоставление транспортных услуг (такси), а также – проверить на соответствие занимаемой должности самого директора.

На следующий день после поручения Кабмина руководитель «Борисполя» написал заявление об уходе. «Это было несколько эмоциональное решение. Должны были бы пройти проверки, которые показали бы, что в аэропорту все законно. Но директор как человек порядочный отреагировал на критику таким образом», – подчеркивает заместитель директора аэропорта Борис Шахсуваров. Он сообщил, что уже готовит заявление, и с понедельника также не будет работать в аэропорту. «Новый руководитель дал понять, что хочет идти дальше со своей командой», – поясняет Шахсуваров. Они с Гомболевским проработали в «Борисполе» в одной команде не один год. В бытность Шахсуварова директором аэропорта в 2008-2011 годах Гомболевский работал одним из его заместителей. После увольнения предыдущего главы «Борисполя» Алексея Качанова должность руководителя предприятия прочили Шахсуварову, однако он предпочел оставаться в тени и уступил место бывшему заместителю. Гомболевский вступил в должность 31 марта этого года, общий его стаж работы в аэропорту – 15 лет. Получить у него комментарий относительно последних кадровых перестановок не удалось.

«Шашечки» раздора

История с услугами на рынке перевозок на такси в аэропорту «Борисполь» берет свое начало с 2011 года. Тогда Борис Колесников, бывший на тот момент вице-премьером, инициировал наведение порядка в этой нише в преддверии футбольного чемпионата Евро-2012. Была создана государственная компания Sky Taxi, которая единственная получила допуск к работе на привлекательном рынке (позже доступ ненадолго предоставили и нескольким другим крупным компаниям, поскольку один перевозчик не справлялся с пассажиропотоком).

Под Sky Taxi разработали единую тарифную сетку и единый стандарт услуг. Колесников обещал, что компания будет работать с рентабельностью 1,5% и окупит себя максимум за три года. Прогнозы не оправдались: по словам нового главы Министерства инфраструктуры Максима Бурбака, занявшего этот пост в феврале 2014-го, за два года компания «наработала» 28 млн гривен убытков.

Сбылись предположения экспертов о том, что после окончания Евро-2012 пассажиропоток будет недостаточным для того, чтобы окупать деятельность такой компании. По решению Мининфраструктуры с конца апреля Sky Taxi прекратила свое существование. Аэропорт решил передать автомобили компании в аренду коммерческой структуре, которая сделала бы этот бизнес более эффективным.

В ходе проведения конкурса возник конфликт между администрацией аэропорта и независимыми перевозчиками, желающими работать на рынке такси в «Борисполе». Конкурс признали несостоявшимся. По версии перевозчиков – из-за нежелания аэропорта отдавать рынок и стремления закрепить монополию за карманной структурой. По версии аэропорта – из-за неподготовленности перевозчиков. «Пять из семи компаний не предоставили необходимых документов, а у некоторых из них вообще не оказалось лицензии на перевозки», – вспоминает Шахсуваров.

«Под надуманными предлогами нас не допустили к конкурсу. И вышло так, как мы и прогнозировали: после ликвидации Sky Taxi без всякого конкурса распределять заказы по услугам такси – рынок объемом 3 млн гривен в месяц – стала малоизвестная компания. Независимые перевозчики туда по-прежнему не допускаются», – сетует глава правления ВОО «Всеукраинская таксомоторная ассоциация» Андрей Антонюк. Речь идет о компании «Авто-Украина». Ряд СМИ связали ее с народным депутатом Сергеем Мищенко, который якобы является кумом Артема Пшонки – сына экс-генпрокурора Украины.

Как сообщили в пресс-службе аэропорта, эта фирма, во-первых, не является оператором на рынке услуг такси, а выполняет лишь диспетчерские функции. Во-вторых, ее выбор как арендатора диспетчерских стоек в аэропорту – компетенция Фонда госимущества. Компания была отобрана на конкурсе, который проводил ФГИ, говорят в «Борисполе», и сейчас она работает только в терминале В, то есть имеет около 15% рынка диспетчерских услуг.

В терминале D работает другая компания – «Остер Комерц», также выбранная ФГИ. «На данный момент проводится прием заявок на право аренды автомобилей такси, так как уже подано более одной заявки – будет проводиться повторный конкурс», – сказала пресс-секретарь аэропорта «Борисполь» Оксана Ожигова. Конкурс был объявлен 10 сентября, прием заявок ведется в течение 10 рабочих дней, то есть до 24 сентября включительно.

Возможно ли, что предыдущий конкурс был действительно сорван участниками рынка такси? Не исключено: перевозчики считают, что сам предмет конкурса должен быть иным. «Нужно выставлять на конкурс право забирать пассажиров на 1-й линии перед терминалом», – считает Андрей Антонюк. Иначе, по его словам, монополия и злоупотребления сохранятся.

Представитель перевозчиков также отмечает, что с их стороны никакого лоббизма относительно смены директора аэропорта не было. «Мы много раз встречались с Гомболевским и обсуждали эту проблему. Примерно две недели назад удалось достичь взаимопонимания. Руководитель согласился с нашим виденьем, началась подготовка нового конкурса. Но, видимо, было уже поздно – поднятый общественный резонанс дошел до руководства Кабмина», – объясняет Антонюк.
 

Преемственность или соперничество?

Чем запомнился период руководства Гомболевского в отрасли? «Могу сказать как пассажир, что за последнее время в терминале D аэропорта стало гораздо комфортнее – появилось больше точек питания и магазинов, сократились очереди на регистрацию и паспортный контроль», – отмечает топ-менеджер одной из авиакомпаний. С другой стороны, говорит он, в вопросе такси все стало только хуже: «Как бы ни ругали инициативу Колесникова насчет единой службы такси – она была близкой к тому, что есть в Европе. После ее ликвидации на рынок такси снова вернулся хаос».

В аэропорту считают, что вина в развитии этого хаоса лежит отнюдь не на представителях авиационной отрасли. «Такси – камень преткновения для многих предприятий, можно также говорить о вокзалах, автобусных станциях и так далее. Проблема шире: в нашей стране отсутствует закон о регулировании рынка таксомоторных перевозок. Есть участники рынка, которые заинтересованы в таком положении дел, и это явно не рынок авиационных перевозок», – считает Оксана Ожигова.

Участники рынка называют и другие возможные причины отставки Гомболевского, полагая, что проблемы с такси стали лишь поводом. «Если в аэропорту меняется вся команда – это может быть связано с появлением нового центра влияния на предприятии», – считает исполнительный директор компании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. Правда, он затруднился сказать, с какими интересантами может быть связан этот центр.

Ранее участниками отрасли высказывались почти диаметральные предположения насчет назначения Гомболевского. От утверждений, что он вместе с Шахсуваровым представляет ту же группу, что и предыдущий директор (Алексея Качанова связывали с входившими в круг «семьи» экс-президента одесскими бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским), до предположений о лоббизме его на должность собственниками авиакомпании МАУ, крупнейшего перевозчика в аэропорту.

Последнюю версию в интервью «Украинской правде» опроверг совладелец компании Арон Майберг. Директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий напоминает, что Гомболевский отличился рядом конфликтов с МАУ. «Директор запомнился войной с МАУ – чередой судебных разбирательств на тему того, кто что кому должен, – поясняет он. – Новому директору придется мириться с МАУ, иначе ему придется тоже искать новую работу». Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая вчера была недоступной для комментариев.

Эксперты отмечают падение перевозок в аэропорту «Борисполь» с начала года: за 8 месяцев пассажиропоток сократился на 8,5%. Правда, связывать негативную динамику с профессионализмом руководителя вряд ли корректно в условиях общего проседания экономики и падения спроса на перелеты из-за военных действий.

Фамилию нового директора Евгения Дыхне некоторые игроки отрасли также вводят в контекст конфликта с МАУ. «Не стоит забывать, что МАУ сейчас находится в процессе судебных разбирательств по назначениям на маршруты с авиакомпанией Atlasjet. А нынешний гендиректор Atlasjet Сергей Подгородецкий когда-то работал с Евгением Дыхне в авиакомпании «Львовские авиалинии». Кстати, у компании не лучшая история – она давно прекратила свое существование», – констатирует один из представителей авиаотрасли.

Сам новый директор «Борисполя», комментируя Forbes свое назначение, был сдержан, и воздержался от объяснений того, каким образом он сможет применить опыт руководства «Львовскими авиалиниями» и дирекцией пассажирских перевозок «Укрзализныци» на новой должности. «Хочу сделать акцент на трех тезисах в контексте своих задач. Первое – эффективность работы. Второе – изучение и внедрение опыта успешных предприятий. И третье – аэропорт для пассажира, а не пассажир для аэропорта», –  изложил свое видение работы Евгений Дыхне.

Источник