В два счетчика: почему в Киеве дорожает такси, а качество услуг не улучшаетсяВ воскресенье вечером Наталья Жук — мама с маленьким ребенком — вызывала такси к зданию киевского цирка. Ехать предстояло на Оболонь. Наташа в декретном отпуске, поэтому ориентируется на самое бюджетное такси. Время ждать позволяло.
"Еще пару месяцев назад поездка по этому маршруту обходилась не дороже 65 гривен. Машину всегда подавали. А сейчас мне не могли подобрать такси в течение часа, в итоге оператор сообщила, что есть машины, но по другому тарифу — 80 грн!", — возмущается Наталья. По ее словам, она обзвонила еще несколько служб, но тариф ниже никто не предложил. 
С такой проблемой сталкивались многие, кто привык часто пользоваться частными персональными перевозками. Эксперты говорят: в столице вымирает сегмент бюджетных такси. Возить клиентов столичные таксисты хотят по высоким тарифам, правда, при этом не могут гарантировать надлежащее качество услуг
Исчезающий вид
Не хотят таксисты везти далеко и дешево. На "минималку" они охотно соглашаются, только вот желающих ездить на короткие расстояния не так уж много — в столице хорошо развита альтернативная транспортная инфраструктура. "Бензин подорожал, курс гривны упал, а все детали — импорт, привязанный к курсу валют, работа тяжелая. За гроши ездить не хочу, буду искать другую работу", — эмоционален таксист Тарас, отвозивший автора этого материала с Позняков на Подол. Еще не приехав на место вызова, водитель сразу предупредил — придется накинуть сверху тарифа 20 гривен. Выбирать не пришлось — нужно было успеть до того, как мост Южный парализует пробка.
Себестоимость перевозки не только складывается из стоимости топлива и обслуживания, потенциального ремонта авто и заработка водителя, но и других составляющих.
Например, некоторые водители покупали авто в кредит или лизинг, и не все сумели его погасить быстро. Особенно, если кредиты валютные. 
"Дешевые такси — это 3-3,5 грн/км. С такими расценками таксисты не берутся за заказы. Интересен заказ как минимум от 4,5 грн/м", — говорит таксист Юрий Бобков.
Все дело в том, что в Киеве всего около двух десятков служб такси, у которых есть свой автопарк. Все остальное — частные владельцы авто, которые работают с диспетчерскими на аутсорсинге. Диспетчерские принимают заказы с общего сервера, определяют тариф и подыскивают водителя со стороны. 
"Рентабельность работы с таким диспетчерскими очень маленькая, поэтому желающих немного. Хотя машин — огромное количество. Но они предпочитают караулить клиента у торговых центров, на вокзалах, рынках и пр. Цена в таких случаях обычно раза в два выше, чем по вызову", — объясняет Бобков.
Впрочем, в некоторые особенные дни — выступления популярной звезды, сильного ливня, снежных завалов, Нового года, выхода из строя метрополитена — цена на перевозку может вырасти в три-четыре раза.
"Шашечки" или ехать?
Впрочем, рост цен на таксомоторные перевозки не улучшает качество предоставляемых услуг. Диспетчеры не несут ответственности за поданную машину и водителя. Гарантировать безопасность пассажира также не могут. "Однажды за мной приехал водитель, находящийся явно под воздействием наркотиков. Я пожаловалась в службу такси, но мне лишь пообещали, что этого водителя ко мне больше не пришлют. И это все меры!", — возмущается киевлянка Катерина Олейник.
"Приехал таксист и повез меня странным маршрутом, через безлюдную промзону. Я очень испугалась и настояла на том, чтобы он меня высадил. Он так и сделал, но потребовал, чтобы я уплатила по полному тарифу, как за оказанную услугу. Сдачу выдал, а дома выяснилось, что деньги — фальшивка. "Попала" на 200 гривен", — жалуется киевлянка Алиса Юркевич.
Такие ситуации возникают из-за отсутствия строгих требований к рынку таксомоторных перевозок. По данным Мининфраструктуры, в Украине около 95% перевозчиков работают в тени. "Оборот теневого рынка легковых автомобильных перевозок в масштабах страны составляет более 25 млрд грн в год, в Киеве — около 2,5 млрд. Однако в 2014 году все налогоплательщики, которые работают по КВЭД "Предоставление услуг такси" уплатили в государственный бюджет налогов только 31 млн гривен",— отмечают на профильном портале "Таксопорт".
"Человек, не имеющий законных прав оказывать платную услугу — перевозку пассажира, не является таксистом. Кому предъявлять претензии? Посреднику-диспетчеру, который перебросил на этого водителя заказ? Но какие доказательства можно предъявить? Это же нелегальный рынок, по документам его нет!", — удивляется юрист Лев Пащенко.
Чиновники уже несколько лет пытаются отрегулировать этот рынок. Но соответствующие законопроекты даже не выносят на голосование в Верховной Раде. Хотя реформа этой отрасли, по подсчетам экспертов из "Такспорта", позволит официально трудоустроить в отрасли около 200 тысяч человек, а в целом для сектора экономики и госбюджета легализация рынка может приносить свыше 2 млрд грн в год.