Рынок бомбил и проверок. Что происходит с киевским таксиВ период Евро доля иногородних нелегальных таксистов в Киеве достигала 15-20%. Легальные перевозчики покупают лишь право на проверки и штрафы. Руководитель киевского областного Профсоюза таксистов Украины Дмитрий Живило рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ о том, почему росли цены на такси в период Евро и что происходит сейчас на этом рынке.

- Киевляне жалуются на ужасную работу такси в Киеве, особенно в последние недели. Что произошло?

- Произошло Евро, которое немного выбило из колеи всех работников сферы обслуживания в целом и такси в частности. В надежде заработать большие деньги в принимающие города съехалось множество иногородних, многие из которых даже не работают таксистами в родных городах. Не зная город, они предоставляли киевлянам и гостям чемпионата услуги, которые предоставлять фактически не умеют. Это принесло дисбаланс на рынок, который теперь откатывается назад.

В течение месяца доля таких "бомбил" в Киеве достигала 15-20%. Возможно, часть из них и сегодня продолжает колесить по городу, портя своими действиями реноме киевского таксиста. Ожидания по заработку в период Евро у большинства из них не оправдались, поэтому они пытаются доработать.

- Среди жалоб - долгое время ожидания такси, неразбериха с колл-центрами. Почему сбоит система заказов?

- Ни для кого не секрет, что в течение последних двух-трех месяцев власти борются с нелегальными колл-центрами  - это первая причина того, что они не всегда стабильно работают. Нет ничего удивительного, что нелегальные колл-центры сбоят - по закону они вообще не должны работать.

Что касается технических вопросов, то у нас часто люди пытаются сделать бизнес, не имея при этом необходимого стартового капитала. Они покупают дешевое оборудование, нанимают дешевый персонал, в итоге их услуги оставляют желать лучшего.

В течение месяца доля приезжих "бомбил" в Киеве достигала 15-20%. Возможно, часть из них и сегодня продолжает колесить по городу, портя своими действиями реноме киевского таксиста.

С одной стороны, рынок у нас открытый, с прямой конкуренцией, и мы как профсоюз не можем влиять на таких людей. Если они хотят открыть такси, то мы можем лишь пожелать им удачи. Они сами должны понимать: чтобы выдержать конкуренцию, придется вначале изучить рынок и специфику работы, а потом уже открывать компанию.

- Неурядицы как-то связаны с изъятием серверов компании Эвос? По вашим данным, эти серверы уже вернули?

- Учитывая, что звучит название конкретной компании, я воздержусь от комментария.

- Кто сейчас контролирует обработку заказов в Киеве? Как построена система, какое число служб и отдельных перевозчиков ей пользуется?

- На данный момент в Киеве нет какого-то единого органа, который контролирует обработку заказов. Централизовано заказы не обрабатываются - нет единой базы, в которой есть хотя бы постфактум информация о том, сколько, где и каких заказов прошло. Для удобства рынка это необходимо, и так поступают во многих цивилизованных странах. Но у нас такого нет, и пока не предвидится, потому что у нас конкуренция зачастую побеждает здравый смысл. Каждый директор такси на своем месте старается скрыть реальные показатели своей фирмы: в одной ситуации озвучивают завышенные цифры, а в другой ситуации - заниженные.

- Власти обещали не проверять такси во время Евро, они сдержали обещание?

- В целом да. Единичные случаи были вследствие перегибов на местах, под шумок пытались проводить рейдовые проверки. Но я как член лицензионной комиссии Министерства инфраструктуры могу официально заявить, что во время проведения чемпионата в принимающих городах Киеве, Донецке, Харькове и Львове не было проверок по инициативе Минтранса, за исключением плановых и инициированных госорганами в связи с расследованием определенных правонарушений.

- Как изменились тарифы в Киеве и других принимающих городах? Правда ли, что на период Евро расценки выросли в разы?

- Да, у нелегальных перевозчиков расценки выросли в разы в течение первых нескольких дней. А потом, когда они поняли, что приехали в основном европейцы, которые умеют считать деньги и знают, что и сколько в этой жизни стоит, то расценки у нелегалов стали даже ниже, чем у лицензированных перевозчиков. По крайней мере так было в Киеве.

Таксист, покупая лицензию, к сожалению, покупает себе право на проверку и не более того

- Осенью обещают принять закон о рынке такси. Его текущая редакция устраивает профсоюз?

- Изменения, внесенные в закон - это, безусловно достижение профсоюза. Рабочую группу по данному закону со стороны ПСТУ возглавляет глава Профсоюза таксистов Василий Попик. Мы многого уже добились, но некоторые моменты пока еще на согласовании.

- Когда на рынке будет наведен порядок?

- Вопрос риторический. По моему субъективному мнению, если говорить о порядке в целом на глобальном уровне, то на это придется потратить еще годы. Надеюсь, что не десятилетия.

На сегодняшний день, одним из основных дестабилизирующих факторов является государственная политика, настроенная по-прежнему на контроль легальных перевозчиков и отсутствие наказания для нелегальных. Я согласен с любимой фразой Василия Ивановича (Попика - ред.) - "Таксист, покупая лицензию, к сожалению, покупает себе право на проверку и не более того". Покупая лицензию и платя налоги, таксист добивается только того, что его становится проще проверить, за что-то поймать и выписать штраф. Он просто входит в поле зрения налоговой и Минтранса. При этом таксист не получает никаких привилегий - ни как бизнесмен, ни как участник дорожного движения.

С точки зрения Минтранса тут особых действий не нужно - они нужны со стороны муниципалитетов городов, местных властей. В данном случае задают тон в отношении к таким вопросам крупные города, такие как Киев, Львов, Донецк, Харьков, Одесса. ЛІГАБізнесІнформ