Как рассказал источник в Минэнерго, вчера секретариат экспертно-аналитической группы (ЭАГ) по регулированию рынка нефтепродуктов при Кабинете министров обратился ко всем участникам группы с рекомендацией в этой связи снизить цены на топливо. Эту информацию подтвердил и один из участников группы, отметив, что нефтяникам рекомендовали снизить стоимость топлива на заправках на 15-20 копеек за литр до конца сентября. Консалтинговая компания UPECO, чьи представители входят в состав ЭАГ, вчера распространила пресс-релиз, в котором указала, что из-за обвала котировок на мировых рынках уже в третьей декаде сентября стоит ожидать снижения оптовых цен на бензины и дизельное топливо на 300-500 гривен/тонна, что приведет к падению цен и в рознице.

Впрочем, участники рынка сомневаются в том, что цены на нефтепродукты в рознице в ближайшее время снизятся. "Импортеры нефтепродуктов будут ориентироваться на предельные цены, установленные ранее ЭАГ, и вряд ли станут их снижать,— говорят в пресс-службе ОАО "Галичина".

Цены на топливо начали расти с 6 сентября, увеличиваясь на 3-4% в день. По данным косалтинговой компании "А-95", с начала сентября средняя цена бензина Аи-95 выросла с 10,6 до 11,06 гривны за литр, дизтоплива — с 9,24 до 9,78 гривны/литр, а Аи-92 — с 10,31 до 10,76 гривны/литр. 10 сентября экспертно-аналитическая группа приняла решение о сохранении предельных цен на топливо как минимум до начала ноября (напомним, 28 октября состоятся выборы в Верховную раду): Аи-95 должен стоить не дороже 11,20 гривны за литр, а дизтопливо — не более 10,18 гривны за литр.

Директор розничной компании по торговле нефтепродуктами "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян отмечает, что оптовые цены на нефтепродукты на внешних рынках уже снизились, однако импортеры продолжают сохранять их на высоком уровне. Это подтверждают и в консалтинговой компании UPECO. Так, по ее данным, стоимость тонны Аи-95 на внешних рынках с 1 по 20 сентября снизилась на 90 долларов, а дизтоплива — на 38 долларов.

"Но у правительства сегодня фактически нет рычагов влияния на импортеров, которые ввозят нефтепродукты по низким ценам, а продают — по высоким, поскольку это значительное количество небольших фирм, не располагающих существенными активами, чтобы их можно было, например, оштрафовать за монополизм,— говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма.— А если их закрывать, то вместо каждой закрытой компании сразу же появится десять новых". Mobus