Почему в Украине продолжают процветать нелегальные таксиВопрос об урегулировании рынка такси Украины находится на стадии обсуждения уже не первый год. Год назад украинские власти активно обсуждали резонансный законопроект "О перевозках на такси". Но уже в конце августа этого года Министерство инфраструктуры обнародовало новый проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб". Почему ведомство отказалось от "старого" проекта закона и когда с рынка уйдут нелегальные перевозчики?

Новое — это хорошо забытое старое

Как пояснили Delo.UA в Мининфраструктуры, "старый" законопроект "О перевозках на такси" разрабатывался предыдущим руководством ведомства и был очень объемным, потому подготовку документа остановили. "Законопроект создавал дополнительную нагрузку на субъекты хозяйствования, в некоторых аспектах ограничивал их деятельность. Потому министерством было принято решение разрабатывать не отдельный законопроект, а внести изменения в уже существующий закон "Об автомобильном транспорте", — объясняют в Мининфраструктуры.

Основным отличием нового законопроекта от предыдущего варианта в Мининфраструктуре считают упорядочение хозяйственной деятельности такси и информационно-диспетчерских служб без дополнительной нагрузки на субъектов хозяйствования.

В частности, новый вариант закона предусматривает передачу полномочий по организации перевозок на такси органам местного самоуправления (в настоящее время находится в компетенции Мининфраструктуры). "Города Украины разные. И требования к такси тоже будут разные", — говорят в Мининфраструктуры.

Обсуждение в форуме: Почему в Украине продолжают процветать нелегальные такси

Также в ведомстве отмечают, что для борьбы с нелегальными перевозчиками законопроектом предусматривается ужесточение штрафных санкций и предоставление возможности работникам ГАИ останавливать и накладывать штрафные санкции на водителей, которые под видом перевозок для собственных нужд фактически перевозят пассажиров и зарабатывают деньги.

Документом определены также требования, права и обязанности к информационно-диспетчерским службам, которые фактически являются посредниками между заказчиками и исполнителями перевозок. Также дополнен и перечень документов, на основании которого выполняются пассажирские перевозки: у такси должен быть договор об информационно-диспетчерском обслуживании и документы, которые подтверждают факт страхования пассажира и гражданско-правовой ответственности перевозчика.

В чем разница

Еще год назад, когда на обсуждение выносился законопроект "О перевозках на такси", перевозчики были недовольны его отдельными положениями. Первое — это порядок выдачи разрешений на предоставление услуг такси. Согласно "старому" законопроекту, за разрешение на перевозку пассажиров нужно было бы заплатить одну минимальную заработную плату (1147 грн). Уже через год стоимость разрешения возрастала до 10 минимальных зарплат в Киеве (в остальных городах сумма варьировалась от 5 до 9 минимальных зарплат). Через два года разрешение обошлось бы в Киеве в 50 минимальных зарплат (в других городах — от 35 до 50).

В новом законопроекте таких требований нет. Так, согласно документу, вводятся лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров. "К лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом прилагаются лицензионные карточки на каждое автомобильное транспортное средство, выдаваемых органом лицензирования", — говорится в пояснительной записке.

Вместе с тем в законопроекте осталось "старое" требование к автомобильному перевозчику осуществлять посадку пассажиров исключительно в пределах населенного пункта, указанного в лицензионной карточке. Это значит, что если автомобиль такси едет с пассажиром в другой город или область, то на обратном пути он не имеет права осуществлять перевозки пассажиров. Это пункт вызывал много вопросов у таксистов, которые не хотят ехать "пустыми".

А вот штрафы, предусмотренные в новом законопроекте, стали строже. Как сообщили в Мининфраструктуры, сейчас за отсутствие лицензионной карты таксисту грозит штраф в размере нескольких сотен гривень. В новом законопроекте предусмотрено, что эксплуатация легкового автомобиля, обустроенного как такси, без наличия лицензионной карточки, потянет за собой штраф в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (около 8,5 тыс. грн). На субъекты хозяйствования штраф накладывает "Укртрансинспекция". На перевозчиков, которые "сами себе ездят", штраф будет накладывать ГАИ.

Советник юридической фирмы "єПраво" Виталий Власюк также обращает внимание на дополнение Кодекса Украины об административных правонарушениях статьями, предусматривающими ответственность за нарушения предложенных новаций. Например, штраф за отсутствие у перевозчика лицензии в размере от 500 до 700 необлагаемых минимумов доходов (то есть 8,5 тыс. — 11,9 тыс. грн). "Также интересна попытка законодателя бороться с "грачеванием": если удастся доказать "подвоз за деньги", пожелавшему "подзаработать" грозит аналогичный штраф", — говорит Власюк, добавляя, что философия, лежащая в основе этой борьбы с казалось бы невинным явлением, отталкивается именно от желания защитить как перевозчиков (устранить конкурентов), так и пассажиров (гарантировать качество услуг).

Вдобавок ко всему в законопроекте предусмотрено формирование сети стоянок для автомобилей такси. Установление порядка их работы и требований по их обустройству возлагается на сельские, поселковые, городские советы соответствующего населенного пункта. "Организаторы перевозок на такси и легковыми автомобилями на заказ обязаны принимать исключительные меры по соблюдению порядка работы стоянок такси и соблюдения требований по их обустройству", — говорится в документе.

Не все так гладко

В документе не обошлось и без спорных моментов. Так, Виталий Власюк указывает, что в документе не хватает норм о стандартах технического состояния автомобилей, а также этического кодекса водителей.

Если в старом законопроекте указывалось введение тарифной таблицы, то в новой документе о тарифах на перевозки информации практически нет. Хотя в документе предусматриваются также минимальные знаки отличия такси (фонарь и шашечки на дверках) и наличие таксометра, нет четкого указания, чем должны быть оборудованы автомобили такси.

Еще один вопрос — как работники ГАИ будут ловить водителей, которые без каких-либо опознавательных знаков такси подвозит пассажира.

Но есть шанс, что спорные моменты будут учтены. В Мининфраструктуры говорят, что на по состоянию на сегодняшний день собирают предложения и замечания к законопроекту от заинтересованных органов исполнительной власти и общественных организаций. "После этого проект закона будет направлен в Министерство юстиции для правовой экспертизы, после чего документ отправится в Кабинет Министров. Одобренный Кабинетом Министров проект закона будет подан в Верховную Раду", — говорят в ведомстве.

Таким образом, в случае отсутствия замечаний к проекту закона с стороны органов, в которых он направлен, срок представления этого проекта закона в Верховную Раду составит около 2-3 месяцев, а учитывая тот факт, что замечания наверняка будут, реформ отрасли можно ожидать не ранее чем через полгода.

Автор: Инна Рослик

Источник