«Если диспетчер сообщает, что в вашем районе нет свободной машины, добавьте к названному тарифу 20—30 гривен — и автомобиль появится»В Украине продолжается противостояние между обычными таксопарками и мощнейшими международными компаниями-перевозчиками. «ФАКТЫ» попытались разобраться, как в этой войне выживать таксистам и что нужно знать клиентам, чтобы гарантированно получить машину, не переплачивая при этом втридорога.
Год назад на украинский рынок одна за другой вышли международные компании «Убер» (США) и «Яндекс» (Россия). Они предложили водителям со своими автомобилями неслыханно выгодные условия работы: бонусы за каждую поездку, отсутствие комиссии, огромные еженедельные премии и зарплату от 20 до 30 тысяч гривен «чистыми». Одновременно гиганты переманивали клиентов у обычных таксопарков. Минимальная поездка в «Яндекс. Такси» обходилась пассажиру всего в 15 гривен, а «Убер» вообще давал возможность прокатиться бесплатно, возмещая при этом стоимость поездки водителю.
Работая себе в убыток, «Яндекс» и «Убер» в считаные месяцы почти полностью захватили украинский рынок. Классические фирмы такси, в одночасье потерявшие больше половины работников и клиентов, взбунтовались и устроили под Киевской государственной администрацией пикет с требованием призвать незваных гостей к порядку и урегулировать ситуацию. Но что могли сделать депутаты? Правда, позже президент подписал указ, перекрывающий доступ украинцев к российским сайтам. В частности, под запрет попала система мобильной навигации «Яндекс навигатор» и, конечно, «Яндекс такси». Поскольку спрос украинских потребителей на них оставался высоким, оба сервиса продолжили работать, по сути, подпольно, с помощью специальных программ-антиблокираторов типа VPN.
За минувший год ситуация изменилась. Набрав нужное количество водителей и клиентов, и «Убер», и «Яндекс» свою демпинговую политику приостановили: бонусы для водителей стали меньше, а тарифы для пассажиров — выше. Обычные фирмы такси снова стали набирать популярность.

«В час пик или непогоду тариф „Убера“ может „неожиданно“ возрасти в три раза»

О тенденциях в сфере перевозок о подводных камнях мобильных приложений, о том, как гарантированно вызвать такси даже в час пик, какой службой выгоднее пользоваться в дождь и как не переплачивать за простои в пробках, «ФАКТАМ» рассказал опытный киевский водитель Олег Клименко, успешно совмещающий работу одновременно в пяти (!) службах такси.
— На сегодняшний день службы такси, работающие в Украине, делятся по основному принципу — способу вызова, — говорит Олег Клименко. — «Убер», «Яндекс» и «Уклон» пассажиры заказывают через мобильное приложение на своем телефоне. «Оптимальное», «Домино» и все остальные классические такси клиенты вызывают по телефону через диспетчера. В первом варианте таксист не знает, куда он поедет: пассажир говорит ему адрес только тогда, когда сядет в машину, а выходя из машины, платит по счетчику. В классических сервисах клиент обязан сразу указывать, откуда и куда направляется. Диспетчер в свою очередь сразу называет пассажиру тариф.
— И этот тариф наверняка будет ниже, чем в новомодных службах такси — «Убере» или «Яндексе»?
— Не всегда. Если дороги в городе свободны, стоимость поездки в обычных службах такси и, например, «Убере» будет приблизительно одинаковой. Однако в час пик или непогоду (дождь, снег, сильный холод) тариф «Убера» действительно может возрасти в разы. Заказывая машину через мобильное приложение, пассажир изначально видит все детали: модель и номерной знак машины, маршрут ее передвижения, номер телефона водителя, время подачи. Указана там и сумма (однако почему-то очень мелким шрифтом). При обычном тарифе это не страшно, но, если на улице дождь, снегопад, пробки, тариф умножается на коэффициент от 1,5 до 3. Клиенты могут быть неприятно удивлены, когда на своем привычном маршруте вместо 100 гривен им приходится платить чуть ли не втрое больше.
— А если у человека просто не окажется с собой столько денег?
— Часто аккаунт мобильного приложения «Убер» при регистрации подвязывается к банковской карточке. Если у клиента не хватает наличных средств, он может рассчитаться по безналу. Именно поэтому данное приложение так любят иностранцы — оно действительно во всем мире. Приезжает, например, в Одессу англичанин, который не знает ни номеров местных служб такси, ни города, ни тарифов. Имея в телефоне мобильное приложение «Убер», клиент просто вбивает туда нужный адрес, а после поездки с его счета автоматически списывается плата. Более того, человек может быть уверен, что машина обязательно придет и не окажется при этом ржавой консервной банкой. Ведь, принимая на работу водителей, «Убер» всегда проверяет год выпуска и марку машины. Так что ни «Таврии», ни «Жигули» тут не встретишь, равно как и машины старше 2001 года. В отличие от классических таксопарков, которые зачастую принимают на работу всех подряд и на любом автомобиле.

«Яндекс. Такси» сейчас работает нелегально"

— Я знаю, что «Яндекс. Такси», выйдя на украинский рынок на полгода позже «Убера», потратил немалые средства, пытаясь отбить у него клиентуру, но из-за запрета работы в Украине вернуть эти деньги не смог.
— Это была настоящая война. В прошлом году два эти конкурента словно пытались перещеголять друг друга: «Яндекс» установил для клиентов «минималку» всего 15 гривен, а водителям доплачивал по 40 гривен за каждую поездку. В свою очередь, «Убер» за 25 поездок в неделю начислял таксистам 1500 гривен бонуса сверх уже выплаченных по счетчику денег. Конечно, такие широкие жесты могут позволить себе лишь компании с большим денежным оборотом. «Яндекс», насколько мне известно, потерпел в Украине немалые убытки, ведь приложение у таксистов и клиентов на телефонах осталось, и оно действует, а компания с этого ничего не получает — на момент блокировки сервиса механизм отчислений комиссии еще только запускался. Несмотря на то что «Яндекс. Такси» сейчас работает нелегально, многие украинские пассажиры к нему привыкли и не собираются с ним расставаться.
— А что вы скажете о достоинствах и недостатках «Уклона» — первой службы такси в Украине, работающей с помощью мобильного приложения еще с 2010 года?
— Для клиентов она выгодна в первую очередь тем, что «уклоновские» машины можно вызвать как через диспетчера, так и по мобильному приложению. Тарифы тут если и выше, чем в дешевых службах такси, то ненамного. А сами машины — хорошие, чистые, не прокуренные. Но это если свои, фирменные. К сожалению, их не так много: водителям невыгодно работать только в «Уклоне»: заказов мало, а простаивать полдня в ожидании неинтересно. Так вот, если «уклоновской» машины рядом с клиентом нет, заказ попадает в общий эфир обычных служб такси. В результате пассажир почти наверняка получает машину, но бывает неприятно удивлен, когда вместо «Шевроле» приезжает потрепанный «Дэу Ланос» таксофирмы-партнера. Во избежание этого клиентам, заказывающим такси через «Уклон», нужно быть внимательными и четко указывать, на машину какого класса и марки они рассчитывают.
— Теперь понятно, почему иногда невозможно заказать такси сразу в нескольких фирмах. Ведь часто бывает, что, не дождавшись sms от диспетчера одной службы, звонишь в другую и слышишь отказ: «Не можем вам помочь, так как вы уже заказали такси в другом сервисе». Оказывается, у них общий эфир!
— Так бывает не у всех, а только у компаний-партнеров, которые заранее об этом договариваются. Водительское мобильное приложение в таксофирмах («Уклоне», «Оптимальном», «Домино», «Эво») одинаковое: Mobile Taxi. В нем видно адрес подачи, пункт назначения, километраж. Конечно, если все это совпадает в трех заказах, понятно, что клиентов не три, а один, просто он заказал машину сразу в нескольких службах. В «Убере» система совсем другая: водитель, получая заказ, часто видит только адрес подачи. Куда ехать, таксист узнает только тогда, когда пассажир уже в салоне. Обычно это удобно, но бывает, что водитель выполняет заказ себе в ущерб. Например, если везет клиента поздно вечером на левый берег Киева: найти заказ на обратную поездку в центр города очень трудно, эфир пустует. Таксисту нужно или ночевать в машине, или ехать домой пустым, или ловить заказ с помощью классических сервисов такси (таких как «Домино»), где сразу видно пункт назначения.
Еще сложнее с поездками за город. Иногда пассажиры «Убера» не знают, что эта программа работает только по городу — будь то Львов, Харьков или Киев. Если вы указываете пункт назначения за городом, программа посчитает километраж только в одну сторону. Перед поездкой водитель обязательно уточнит, готовы ли вы оплатить ему обратную дорогу. Если нет — он отменит поездку и будет прав.

«Служба „Ред“ всегда предоставляет авто, но в пробках таксометр считает две гривни в минуту»

— Какие еще подводные камни могут ждать клиентов обычных такси?
— В принципе, никаких. Кроме того, что машина может просто… не приехать. Дело в том, что дешевые службы такси не имеют возможности менять свою ценовую политику и враз поднимать тарифы. А ведь топливо за последнее время настолько подорожало, что ехать, например, шесть километров за 40 гривен просто невыгодно. Таксист возьмет клиента только в том случае, если ему по дороге — домой или по делам. Обычно такие «хилые» заказы подолгу висят в эфире, после чего пассажиру отправляют sms-сообщение: «В вашем районе нет свободных машин». Клиент расстраивается, опаздывает, начинает искать другую дешевую службу такси, где ему снова называют сумму 40 гривен и снова не находят машину. А ведь вопрос решается просто: добавьте к названному тарифу 20—30 гривен, оговорите это с диспетчером. Поездка станет рентабельной, и машина тут же найдется. Люди, для которых разница в 20 гривен несущественна, особенно когда нужно ехать срочно, просто не догадываются, что можно так делать. А диспетчеры не имеют права предлагать пассажирам этот вариант. Получается замкнутый круг.
— Кроме «Яндекса», «Убера» и обычных дешевых такси, в Киеве есть еще и альтернативная служба — «Ред», которая всегда предоставляет машину.
— Это правда. У «Реда» много преимуществ по сравнению с другими сервисами. Для пассажиров — стопроцентная подача, отличные машины (таксист обязан раз в три дня предоставлять фирме фотографию своего автомобиля, свидетельствующую о том, что он целый и чистый), прозрачность тарифа — ведь клиент сам называет водителю пункт назначения, а в конце платит по счетчику. Для таксистов «Ред» особенно выгоден в час пик: в пробках таксометр считает две гривни в минуту! Плюс — 30 гривен только за подачу. Единственный недостаток у этого сервиса — связь. «Ред» не дает таксисту номер телефона пассажира, а связывает их в режиме телефонной конференции. При большой загрузке эфира дозвониться бывает просто невозможно: вызов срывается, связь прерывается. А если клиент, например, опаздывает на поезд, и они с водителем никак не могут найти друг друга? Эту функцию «Реду» следовало бы усовершенствовать. Кстати, в «Яндексе» номер клиента тоже дается водителю только тогда, когда машина подъезжает по его адресу ближе чем на 500 метров. Это сделано для того, чтобы таксисты сначала приезжали, а потом уже звонили пассажирам — так снижается процент отказов водителей от неудобных или не очень выгодных заказов.
— Так какую же службу такси все-таки выбрать? Чтобы было и надежно, и недорого?
— Универсальной службы такси, которая бы подходила всем и для любой ситуации, не существует. У каждого сервиса есть свои плюсы и минусы. Важно просто знать их и успешно комбинировать. Если вы предпочитаете пользоваться мобильным приложением, заказывайте «Убер» или «Ред». Вам вовремя подадут чистую хорошую машину, учтут ваши отзывы после поездки, смогут рассчитать наличными или по карточке. Только не забывайте проверять коэффициент, на который умножается тариф в данное время и в данном районе города. Если же вам нужно ехать в час пик, праздники, дождь или снегопад, но вы не хотите переплачивать, закажите обычное такси. Чтобы машина точно приехала, накиньте 20—30 гривен на базовый тариф. Если же вам, например, нужно встретить иностранную делегацию, когда класс автомобиля важнее высокого тарифа, смело заказывайте «Элит такси», «Убер селект» или «Убер блэк». Тогда о качестве обслуживания и безукоризненном внешнем виде машины можно не беспокоиться.