Новый законопроект о такси в Украине - основные аспектыВ Украине скоро могут заработать новые правила работы такси – на рассмотрение Верховной Рады Украины поступил законопроект “О перевозке на такси и перевозки по заказу”, внесенный членом депутатской фракции “БЮТ-Батькивщина” Олегом Шевчуком. Ресурс Finance.ua выделил основные аспекты нового законопроекта.

Кто будет организовывать сеть такси

Законопроект указывает на то, где может быть создана сеть такси. Так, органы местного самоуправления населенных пунктов, не имеющих статуса города или поселка городского типа, не имеют полномочий по организации перевозок на такси. Те же исполнительные органы городских и поселковых советов, городские государственные администрации, которые решили организовать местные перевозки на такси, обеспечивают оформление, переоформление и аннулирование разрешений на такси, свидетельств об аккредитации диспетчерских пунктов и ведение соответствующего реестра.

Среди прочего, эти органы будут обязаны утвердить местную тарифную схему перевозок на такси, дополнительные требования по параметрам комфортности автомобиля такси, а также дополнительные требования относительно профессионального минимума водителя такси. Кроме того, они же будут устанавливать размер платы по договору о пользовании сетью стоянок такси.

Также законопроект инициирует создание городских (поселковых) Советов перевозчиков на такси. Такие советы будут создаваться с подачи соответствующих органов местного самоуправления, в срок не ранее трех месяцев и не позднее шести месяцев от решения органа самоуправления о том, что должна быть создана сеть такси.

Что касается основных задач Совета перевозчиков, то, в первую очередь, это будет “формирование местных качественно-ценовых стандартов перевозок на такси и стандартов деятельности информационно-диспетчерских служб вызова такси с учетом позиции перевозчиков на такси”. Кроме того, Советы будут предварительно оценивать диспетчерские пункты, следить за наполнением службы такси, а также обеспечивать своевременные расчеты перевозчиков на такси за пользование сетью стоянок такси.

Кроме того, за поступление соответствующего представления от Совета перевозчиков на такси, орган местного самоуправления может устанавливать максимальное количество автомобилей, которым разрешено осуществлять перевозки на такси на территории соответствующего города (пгт).

Разрешительные документы

Для таксистов будет введено местное разрешение такси. На один автомобиль такси может быть оформлено только одно разрешение. Такой документ имеет пятилетний срок действия.

В разрешении такси отмечается:

- его номер, дата выдачи и срок действия, наименование органа, его оформившего, марка, модель, номер кузова, государственный номер автомобиля такси;

- полное, а также (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование (торговая марка), организационно-правовая форма, код единого государственного реестра предприятий организаций и учреждений, местонахождение юридического лица, которому выдан разрешительный документ или фамилия, имя, отчество и идентификационный номер, а также (если имеется) фирменное наименование (торговая марка) физического лица предпринимателя, которому выдан разрешительный документ.

Что касается диспетчерских пунктов, то для них будет действовать свидетельство об аккредитации.

Требования к автомобилям такси

В первую очередь стоит отметить, что в регистрационный документ автомобиля будет вноситься отметка “такси” (при условии, что заявителем подтверждено соответствие автомобиля такси и его оборудования требованиям).

Касаемо технических характеристик, автомобиль такси должен:

- иметь электронный таксометр, который будет определять стоимость перевозки;

- иметь кузов закрытого типа с количеством дверей и количеством мест для пассажиров не менее четырех, и отделенным от мест для сидения пространством для перевозки багажа;

- иметь исправную систему обогрева и вентиляции салона;

- быть оборудован признаками такси и специальным оборудованием такси;

- соответствовать утвержденным органом местного самоуправления параметрам комфортности автомобиля такси на местном уровне.

На наружных поверхностях автомобиля должна быть нанесена информация о номере и сроке действия его разрешения такси и название или символика города (поселка городского типа), уполномоченным органом которого оформлено указанное разрешение.

Кроме того, должен быть установлен индикатор в правом верхнем углу лобового стекла автомобиля, который будет светиться красным цветом, если такси занято, а зеленым – если свободно.

Что касается правил движения, то автомобиль такси может двигаться по полосе, выделенной для движения автобусов-троллейбусов, при условии, что другие попутные полосы движения заняты.

Автомобиль такси может останавливаться на остановке маршрутных транспортных средств и ближе 30-ти метров от нее для посадки/высадки пассажиров, при условии, что он не создает препятствий для маршрутных транспортных средств.

Требования к водителям такси

Водитель такси должен иметь при себе следующие документы: водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство, действующую медицинскую справку, сервисную книжку автомобиля такси, страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, разрешение такси, аттестат водителя такси, сервисную книжку электронного таксометра, договор о информационно-диспетчерском обслуживании – в случае сотрудничества с диспетчерским пунктом информационно-диспетчерской службы вызова такси, а также документ, предоставляющий право не применять регистратор расчетных операций, или заверенные уполномоченным лицом и печатью перевозчика на такси копии указанных документов.

Упомянутая выше аттестация проверяет знания профессионального минимума водителя такси. Водителям, подготовка которых по результатам тестирования признана удовлетворительной, согласно установленной форме оформляется аттестат водителя такси. В аттестате указывается город (пгт), на территории которого его владелец получает право заключать договор на перевозки на такси от собственного имени или от имени работодателя.

Закон также определяет соответствующие нормы поведения можно/запрещено для водителей такси, среди которых также запрещено “во время выполнения перевозки на такси есть, пить, курить” (такие встречаются часто?), а также пользоваться мобильным телефоном и “любыми устройствами для приема-передачи текстовой или визуальной информации”. Здесь, кстати, интересно, каким образом будет осуществляться передача информации от диспетчеров.

Для справедливости стоит отметить, что законопроект устанавливает некоторые запреты и для пассажиров. Так, им нельзя перевозить в автомобиле такси животных за исключением мелких домашних в клетках или контейнерах, а также есть, пить, курить, громко слушать радио или аудиозаписи, кричать, любым способом исполнять музыкальные произведения (т.е. любимую мелодию под нос не пропоешь) или разрешать указанные действия лицам, следующим вместе с ним.

Кстати, тех граждан, которые осуществляют ложные вызовы такси, ведут себя неприлично, нарушают общественный порядок, диспетчерские службы будут запоминать, и распространять между собой информацию о них, а также предоставлять Советам перевозчиков и профсоюзам.

Перевозки по заказу

Стоит вспомнить об этих перевозках как одной из составляющих этого законопроекта. Следовательно, такие перевозки должны осуществляться лишь при условии предварительного заключения письменного договора. Таким перевозчикам запрещается размещать на своих автомобилях рекламу, предоставлять услуги лицам, которые не указаны в договоре, а также заключать договор о перевозке по заказу в пути следования, или на стоянках такси.

В данный момент Законопроект находится на рассмотрении, но учитывая те сообщения, которые периодически звучат и со стороны власти, и со стороны перевозчиков, он будет принят, хотя, возможно, и с поправками.

Олексевич Мария
Finance.ua