Грубиян и неряха, не знающий города. Знакомьтесь - киевский таксист, - пишет Екатерина Ианова в № 22 журнала Корреспондент от 8 июня 2012 года. Ирландец Пол Наиланд, совладелец украинского издательского дома PAN Publishing, живущий в Киеве, часто передвигается по городу на такси и всякий раз не знает, чего ожидать от поездки.
Например, однажды он сделал водителю замечание, что тот едет слишком быстро. “Он посоветовал мне закрыть глаза, мол, тогда я не буду этого видеть, а значит, и беспокоиться”, - запомнилась ирландцу “вежливость” киевского шофера.
По наблюдению Наиланда, если водители такси в Западной Европе в основном стараются обеспечить пассажирам комфорт, то в Украине действуют по принципу “машина моя, и я буду делать, что хочу”.
Пассажиры украинских такси, опрошенные Корреспондентом, на перебой перечисляют прелести местного извоза, кроме хамства водителей называя незнание ими города, грязь в салоне, запах сигаретного дыма и газа, на котором работают многие автомобили такси.
Если в странах ЕС большинство таких служб имеют лицензию, то в Украине 95% из них находятся в тени. Что не мешает отрасли стремительно развиваться. К примеру, в Киеве насчитывается сегодня более 400 операторов такси, тогда как четыре года назад их было всего около 70.
Такое изобилие работодателей позволяет шоферам, которых, как правило, нанимают со своим транспортом, не слишком держаться за рабочее место и не заботиться о качестве услуг. С другой стороны, многие службы такси при приеме на работу не интересуются ни квалификацией работников, ни техническим состоянием машин, отмечают эксперты.
“Многие автомобили эксплуатируются по 10-15 лет, - констатирует Александр Попов, глава Киевской горадминистрации. - Сейчас этот рынок в Киеве честным и современным назвать нельзя”.
Впрочем, власти сделали робкую попытку навести порядок накануне Евро-2012, создав государственную службу Sky Taxi в аэропорту Борисполь, обслуживающую пассажиров на новеньких Hyundai со счетчиками.
Пока она не выдерживает ценовой конкуренции с частниками, констатирует Анатолий Галазюк, глава Украинской таксомоторной ассоциации. При средней по городу таксе 2,4 грн/км Sky Taxi по маршруту аэропорт - Киев обходится в 6,5 грн/км. Для сравнения: средняя цена километра в службах такси Нью-Йорка, Сингапура и Бангкока, входящих в мировой топ-10 международного портала бронирования отелей hotels.com, в переводе на отечественную валюту составляет соответственно 9,6, 4,8 и 1,6 грн.
В соотношении цена/качество столичное такси безнадежно проигрывает мировым лидерам, констатируют эксперты. “Пока привлекают [к работе] все то, что имеет четыре колеса, проблема не решится”, - резюмирует Галазюк.
Татьяна Иванощук, бизнес-тренер столичной компании, занимающейся дистанционными продажами, часто пользуется такси, и у нее накопилось немало претензий. “Я не люблю, когда водитель лихачит, а такое происходит примерно в 20 % случаев”, - рассказывает украинка.
Иванощук также коробит нецензурная лексика из уст таксиста: “Я делаю замечание, но это не помогает”.
Хотя неприятные моменты общения с отечественными службами такси начинаются задолго до поездки. Киевлянка Ирина Ковальчук недавно битый час вызывала машину в столичный спальный район Борщаговка.
“Панда - отказ, Экспресс - отказ, - показывает Ковальчук sms от соответствующих компаний. - Машину предоставил только пятый по счету оператор”.
Зачастую саботируют вызовы сами таксисты, отметая маловыгодные заказы, замечают знатоки этого бизнеса. Их аргумент прост: столичные пробки и бензин по 12 грн. за литр сводят водительские заработки к нулю.
И даже если машина нашлась, не факт, что шофер быстро отыщет дом и подъезд клиента. Каждый второй таксист - иногородний, объясняет Николай Лось, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами в такси Тройка.
Службы не слишком тщательно проверяют не только топографические навыки людей, которых берут на работу, но и их уровень вождения, не говоря уже о культуре поведения, отмечают эксперты.
В некоторых фирмах кандидатов на место за рулем просят предъявить лишь гражданский паспорт и техпаспорт на машину, а порой и этого не требуют. Достаточно переслать анкету по электронной почте, получить sms для скачивания на мобильный телефон программы для доступа к серверу заказов и начать работать.
В итоге под угрозой оказываются не только нервы пассажиров, но и их безопасность. “Вы не знаете, кто к вам приедет, на какой машине и с какими намерениями”, - резюмирует Галазюк.
Среди “пострадавших” - киевлянка Кристина Андреева: водитель такси Эконом потребовал от нее на 25% больше суммы, заранее озвученной оператором.
“Дескать, диспетчер не учитывает заезды во дворы, - вспоминает Андреева аргумент шофера. - Начался скандал, в выражениях водитель не стеснялся”.
В условиях, когда работа большинства таксистов ничем не регламентируется, единственное, что может защитить клиента, - это корпоративный стандарт уважающей себя фирмы-диспетчера, полагает Галазюк.
“Какие деньги [плата за проезд], такой и сервис”, - настаивает на зависимости качества услуг от цены шофер Геннадий Попов.
По словам Попова, его среднемесячный доход составляет 6 тыс. грн. Между тем водители, работающие без лицензии, как правило, зарабатывают больше, поскольку из своей выручки не отчисляют деньги на амортизацию автомобилей и налоги.
Украинским таксистам улыбаться клиентам и обеспечивать им комфорт в салоне невыгодно, уверены эксперты. Более дорогим службам, работающим по лицензии и тратящим немалые средства на амортизацию техники и дополнительные сервисы, сложно конкурировать с армией дешевых нелегалов, практически не вкладывающих в улучшение обслуживания ни копейки.
Чтобы поднять такси на цивилизованный уровень, не нужно изобретать автомобиль, считают эксперты.
Есть закон, который предусматривает нормы частного извоза, начиная с того, что все машины должны иметь таксометры и целый набор опознавательных знаков, и вплоть до строгих правил поведения водителей. И главным пропуском в этот бизнес, как это принято в развитых странах, должна стать лицензия.
“Чтобы не было этого позора, когда тебя в Борисполе [в аэропорту] хватают за руки [таксисты, соревнующиеся за клиентов], и ты мог спокойно сесть и ехать, куда тебе нужно, не торгуясь”, - мечтает об украинском будущем экс-министр транспорта Евгений Червоненко. bigmir.net