Таксистам в Украине предложат налоговые льготы и снизят стоимость лицензии

Украинские власти не оставляют попыток вывести из тени стремительно растущий, но фактически неподконтрольный госорганам рынок такси. На днях народные депутаты из «Батькивщины», среди которых и глава партии Юлия Тимошенко, внесли в Раду пакет из двух законопроектов. Первый призван легализовать рынок частного извоза, второй – предоставить предпринимателям налоговые льготы.

Надо сказать, что идея зарегулировать этот рынок отнюдь не нова. Еще в сентябре 2015 года в Раду был внесен проект №3107, который затем несколько лет подряд активно продвигал министр инфраструктуры Владимир Омелян. Однако так и не преуспел: документ так и не был рассмотрен в парламенте.

Миллиарды в «тени»

Причина такого внимания чиновников и депутатов к этому рынку объясняется просто. Офис эффективного регулирования BRDO оценил украинский рынок такси в 40 млрд грн. в год. Причем 98% его оборота находятся в тени.

Украинская таксомоторная ассоциация (УТМА) подсчитала количество трудящихся в индустрии такси – 220 тыс. Из них львиная доля – неофициально занятые физические лица. И хотя чиновники напирают на необходимости защитить потребителей от произвола извозчиков и низкого качества услуг, очевидно, что их в первую очередь интересуют миллиарды, проходящие мимо казны.

Из-за зашкаливающей тенезации отрасли государство ежегодно недополучает как минимум 4 млрд грн. Это 0,5% всех налоговых отчислений и 5% дефицита государственного бюджета, отметили в BRDO. Подсчеты председателя правления УТМА Андрея Антонюка еще более впечатляющие. Объем рынка – около 50 млрд грн., из которых в «тени» – 99%.

В форуме таксиТаксистам в Украине предложат налоговые льготы и снизят стоимость лицензии

Но и к качеству, а также безопасности перевозок вопросы есть. Трудно ожидать комфорта, садясь в старую или неисправную машину, да еще и на еврономерах. Непрофессионализм водителей часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. При этом для таксистов не предусмотрена ответственность перед клиентами.

Лицензированные перевозчики страдают от неравной конкуренции. Ведь им приходится платить налоги, тогда как «грачующих» это вообще не касается.

Упростить и удешевить

По словам Андрея Антонюка, работа над новым законопроектом №10403 началась еще осенью прошлого года. Тогда правительство предложило ужесточить наказания в отрасли. В частности, подготовленный Кабинетом министров законопроект предусматривал увеличение штрафов и конфискацию автомобилей для нелегалов. Это вызвало резкое несогласие со стороны представителей таксомоторной отрасли.

Которые включились в работу над своей версией документа, рассказал предправления УТМА.

При этом участники рынка ставили перед законопроектом несколько целей:

  • Защитить пассажиров.
  • Снизить порог входа для участников рынка.
  • Внедрить стимулы для обновления таксомоторного парка.

Прежде всего, авторы нового нормативного акта предложили снизить стоимость лицензии для служб такси в 10 раз – с 1900 грн. до 190 грн. Правда, штраф за перевозку пассажиров без такого разрешения лояльным назвать сложно – он может составить от 1-й до 2-х тыс. НДМГ (до 34 тыс. грн.).

В форуме таксиЗаконопроект 10403 від 27.06.2019 - про перевезення на таксі

Кроме того, инициаторы новых правил посчитали нужным отменить обязательное условие по приобретению кассового аппарата или таксометра. Который, подчеркнул Андрей Антонюк, не сертифицирован и никому не нужен.

«Возникла коллизия – на сегодня работать легально на рынке такси просто невозможно», – посетовал глава УТМА.

В случае принятия проекта обязательной нормой станет страхование пассажиров. Согласно действующему законодательству, полис входит в стоимость билета на общественный транспорт. Но поскольку в такси билетов нет, то и страховки – тоже нет, объяснил Андрей Антонюк.

Новые авто – на 20% дешевле

Законопроект предусмотрел и стимулы для обновления украинского таксопарка. В нем есть предложение уменьшить стоимость новых автомобилей на величину налога на добавленную стоимость, а это – 20%. Но эта норма касается только транспортных средств отечественного производства.

По словам председателя правления УТМА, в настоящий момент речь идет прежде всего о закарпатском заводе «Еврокар», выпускающем автомобили Skoda. Это «нормальная мировая практика», заверил Андрей Антонюк.

По его словам, в Германии льготы доходят до 30%. «У нас депутаты не готовы к этому, так пускай хотя бы будет освобождение от НДС. Государство при этом ничего не теряет», – подчеркнул глава Украинской таксомоторной ассоциации.

Источник