Еще 13 марта на сайте президента Украины была создана петиция, которая призывает запретить агрегаторы-такси Убер и Болт на территории Украины, так как в результате их действий страдают как перевозчики, так и пассажиры. Однако таксисты не поддержали этот документ.
Ситуация, которая сегодня наблюдается на рынке таксомоторных перевозок Украины, скорее похожа на какое-то "театральное" представление, нежели на справедливый рынок в рамках правового поля. Государство никак не контролирует происходящее, водители жалуются на низкие тарифы, а пассажиры практически каждый день становятся жертвами резонансных ДТП. Это все продолжается уже несколько лет подряд и чем дальше, тем более печальной становится ситуация.
У водителей и пассажиров есть едва ли не единственный способ как-то повлиять на ситуацию с агрегаторами-такси в Украине - петиция президенту и огласка в СМИ. Но, несмотря на всеобщее недовольство водителей и пассажиров, разнообразных автопробегов, а также попыток активных действий общественных организаций, государство никак не реагирует на проблему. Иногда даже поддерживает общественные инициативы таких агрегаторов, как в случае с перевозкой медработников во время карантина.
Проблема в водителях
Основная проблема лежит даже не в правовом поле, а в самих водителях, ведь любой агрегатор-такси "живет" за счет тех, кто возит. Не смотря на всеобщее недовольство основными агрегаторами-такси Убер и Болт со стороны водителей, о котором сообщается на профильных форумах, чатах, а также многочисленных группах, водители продолжают возить заказы практически всех известных агрегаторов. Получается так, что одно дело писать и высказывать недовольство в социальных сетях и совсем другое сидеть бездействуя за рулем автомобиля.
В Украине было создано несколько петиций о запрете работы агрегаторов-такси Убер и Болт. Однако все они провалились, не смотря на то, что водители знали про их существование и могли подписать. Для рассмотрения такого документа требуется собрать 25 тысяч подписей. Но эта цифра, как оказалось, является невероятно большим количеством для водителей такси, которых по разным оценкам только в Киеве работает более 25 тысяч.
Как и когда создавались петиции
- Ограничить деятельность международной американской компании Uber Technologies Inc. (Убер) и компании Bolt (Болт), ранее известная как Taxify на рынке услуг перевозок пассажиров (такси) в связи с демпингом цен на эти услуги.
Автор (ініціатор): Кушнір Ілля Юхимович
Дата оприлюднення: 13 березня 2020
529 голосів з 25000
Статус: Триває збір підписів - Запретить использование сервиса такси Uber и Bolt в Украине.
Автор (ініціатор): Полтавець Максим Станиславович
Дата оприлюднення: 23 жовтня 2019
340 голосів з 25000
Статус: Не підтримано - Запретить и отобрать лицензию на перевозку людей службой Uber в Украине!
Автор (ініціатор): Буга Артем Андрійович
Дата оприлюднення: 31 січня 2018
42 голосів з 25000
Статус: Не підтримано
Сегодня действующей является только одна петиция №22/088802-еп, в которой автор просит ограничить деятельность международных компаний Uber (Убер) и Bolt (Болт) в Украине. Однако за два месяца данная петиция собрала всего 529 подписей. При этом стоит обратить внимание на то, что информация о данной петиции была опубликована практически во всех крупных группах водителей такси Украины, а также не раз обсуждалась в чатах и социальных сетях. Большинство поддержало подобную инициативу на словах, но вот превратить слова в действия получилось, как оказывается, не у многих.
О чем просят президента в петиции
Поддержать петицию можно на сайте президента - https://petition.president.gov.ua/petition/88802
Уже в следующем месяце заканчивается сбор подписей под данной петицией, но исходя из динамики, можно сделать вывод, что и эта попытка тоже обречена на провал. Таким образом, становится понятно лишь то, что, несмотря на всеобщее недовольство участников рынка все будет и дальше оставаться на своих местах. Водителей и пассажиров все устраивает, нет необходимости в дальнейшем создавать подобные петиции, продвигать инициативы и бороться с "ветряными мельницами", отправляя сотни сообщений и доводов о негативных факторах влияния агрегаторов Убер и Болт на рынок таксоперевозок.
Что в итоге
Большинству перевозчиков, которые отдали процесс ценообразования в руки агрегаторам, не столь важно, сколько стоит их труд, основным является наличие заказов. Впрочем, также и пассажирам, для которых важна низкая цена поездки. Агрегаторы привлекают в сферу людей, которые к такси не имеют даже малейшего отношения и фактически это обычные автовладельцы, которые подрабатывают по пути на работу или в свободное время. Все это приводит к достаточно печальным последствиям, как для пассажира, так и для водителя, которому чтоб покрыть все расходы и заработать приходится проводить за рулем по 12-16 часов. Есть огромный риск того, что водитель под конец такой смены может попросту уснуть за рулем, находясь в пути с пассажиром. Что не раз случалось с водителями и, к сожалению, результатом такой работы были пострадавшие пассажиры.
Высказывать недовольство ситуацией, совершенно не значит лишить себя источника заказов. Водители возят, пассажиры получают дешевое такси, государство лоббирует интересы нелегальных перевозчиков, забыв о факте существования законов в Украине. Совокупность всех этих факторов помогает таким агрегаторам-такси как Убер и Болт постоянно развиваться, а также вполне комфортно себя чувствовать на рынке пассажирских перевозок Украины.