Спасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

22 марта таксисты всего мира будут отмечать свой профессиональный праздник - День таксиста 2021. Думаю, к таксистам смело могут присоединиться все люди — настолько прочно такси укоренилось. Дата выбрана неспроста: 22 марта 1907 года считают днём запуска первых лондонских кэбов, оснащённых таксометрами.

Само слово «кэб» давно и прочно ассоциируется с чёрным Austin FX4. Этот автомобиль стал символом Лондона наравне с Биг-Беном и гвардейцами в медвежьих шапках. Пользуясь аналогией Иосифа Бродского «кот — это сокращённый лев», современный кэб можно назвать сокращённым кабриолетом: первые хэнсомовские кэбы на конной тяге имели складную крышу.

В форуме таксиСпасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

В предвоенное время развозить лондонских денди стали автомобили Austin 12/4, их крыша по-прежнему напоминала конные ландо. После Второй мировой устаревшую модель заменили на FX3 с цельностальным кузовом, а в 1958 году на улицы выехали Austin FX4 — и задержались в городе на полвека.

Спасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

Можно было бы заподозрить этот автомобиль в сверхспособностях, но нет. Как показала практика, если автомобиль просто хорошо справляется со своей работой, этого более чем достаточно. Хотя умолчать о бесконечных попытках сместить и модернизировать Austin FX4 было бы лукавством. А ждать быстрых перемен на маленьком монополизированном рынке — совершенной наивностью.

Спасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

Впервые заменить Austin FX4 на модель поновее попытались в 1966 году, когда выпуск машин старого поколения планировалось завершить. Но продавцы таксомоторов, подсчитав, во сколько может обойтись такое обновление, ушли в отказ. С тех пор каждая новая попытка заканчивалась ничем. Стабильность по-английски.

Спасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

Конечно, недостатки модели по мере необходимости старались исправлять: первым делом снизили уровень шума, увеличили пространство для ног водителя и заменили поворотники, которые изначально располагались на крыше. Со временем на FX4 устанавливали более мощные двигатели, и в 1989 году даже сделали возможной перевозку инвалидных колясок. Но проблему грохота, дребезжания и протечек удалось решить только в поколении TX, которое London Taxis International произвели на свет в 1997 году.

Спасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

Удивительно то, что все эти трансформации кэбу удалось пережить в дизайне 1958 года. На самом деле осовременить кузов пытались большую половину жизни FX4, но, потому как масштабным проектам прототипов долгое время не суждено было сбыться, дальше работы над «начинкой» дело не шло. А к тому времени, когда на горизонте забрезжила реальная опасность выпуска новой модели, британцы уже намертво приросли к старомодным такси и массово восстали против перемен.

Спасибо, кэб: как такси Лондона изменило городской транспорт, не изменив себе

А в 2018 году в Лондоне ввели запрет на лицензирование новых дизельных такси. Хотя традиционным старичкам разрешили спокойно дожить до пенсии, на городские улицы теперь допускают только электрические или гибридные авто. Тут London Taxi Company быстро переименовали в London Electric Vehicle Company, и компания сходу представила гибридный кэб LEVC TX. Говорят, на новом автомобиле можно доехать из Лондона до Парижа без дозаправки. В любом случае, уменьшение объемов выбросов CO2 в условиях столичных пробок буквально стало глотком свежего воздуха.

Вот так неожиданно при всём стереотипном консерватизме британцев история кэбов совершила крутой поворот. И, пожалуй, это и есть настоящее автомобильное бессмертие — пережить хиппи, панков, брекзит и «зелёную» революцию, не изменив чёрному цвету и форме кузова.

Эй, такси! Нам по пути!

Источник