Эксперт отметила, что у импортёров легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники нет альтернативы при выборе поставщика услуг по утилизации. Они будут вынуждены платить исключительно уполномоченным предприятиям Минэкологии.

"Монополию на утилизацию автомобилей получат уполномоченные предприятия Минэкологии. В проекте не предусмотрена возможность нанять другого утилизатора, кроме подотчетного Министерству. Альтернатива - самостоятельно обеспечивать утилизацию, что очень труднореализуемо. Следовательно, платить за утилизацию придется предприятиям Минэконологии", - разъясняет юрист.

По ее словам, платить нужно будет не за саму утилизацию, а за "организацию" утилизации. Кроме того, принятие этого постановления может грозить Украине разбирательством в ВТО, ведь тем самым страна нарушила обязательство не вводить дополнительных ограничений для импортёров.

"Читая пункт первый документа, который вводит обязанность импортеров и производителей транспорта обеспечивать его утилизацию самостоятельно или при помощи уполномоченных предприятий, создается впечатление, что плательщиками утилизационного сбора будут как импортеры, так и производители. Но из пункта, где приводится перечень субъектов, освобожденных от уплаты сбора, следует, что нет. То есть, предприятия, которые указаны в пункте 4, а это, по сути, все украинские производители, от уплаты сбора освобождаются",- заметила Оксана Кобзар.

Эксперт считает, что говорить о плюсах нововведения ещё рано, так как чёткого механизма использования средств, полученных от утилизации транспортных средств, нет. Так, в постановлении не определены направления и порядок использования собранных средств. Вместо этого говорится, что средства будут направлены на развитие системы заготовления и утилизации непригодных транспортных средств.

"Пока такой системы не существует, хотя законодательные предпосылки для ее создания были заложены еще в 2010 году в законе "Об отходах". Поэтому рано считать, сколько средств необходимо на развитие системы, а также что это даст государству и налогоплательщикам", - сказала юрист.

Напомним, в ответ на действия России Кабмин установил утилизационный сбор на все автомобили, которые ввозятся из РФ. Соответствующее постановление Кабинета Министров Украины N843 от 3 сентября 2012 года, опубликовано на правительственном портале.

Согласно постановлению, юридические и физические лица, импортирующие для свободного обращения транспортные средства и кузова для них из Российской Федерации, обязаны самостоятельно обеспечить дальнейшую заготовку и утилизацию отходов (кузовов, аккумуляторов, полимерных, резиновых и других изделий), либо заключить договор с профильными предприятиями (имеющими мощности и необходимые разрешительные документы) о проведении утилизации с учетом утвержденных правительством предельных цен. ЛIГАБiзнесIнформ