Работа в такси: кого возьмут и как заплатят в Киеве

В Киеве работают около 10 тысяч водителей такси, но количество желающих пополнить их ряды не иссякает. В службу берут всех, у кого есть собственный автомобиль и желание работать. Автомобилист может подключиться к одному из сервисов — Uber, Uklon, Bolt либо к другой службе, предоставить свои документы и регулярно платить за информационные услуги.

При полноценном рабочем дне зарабатывать можно по 25–30 тыс. грн в месяц. Но для этого придется в буквальном смысле не выпускать из рук руль в сложном киевском трафике. "Вести" разбирались, какие нюансы профессии нужно учитывать новичку.

Кого берут в таксисты

Перевозка пассажиров — это хороший заработок для тех, кто не хочет привязываться к офису или желает временно подработать, рассказывает "Вестям" киевский таксист Артур Колесников. Он уже три года работает таксистом и не намерен отказываться от своего основного заработка.

"Мне нравится, что можно работать на себя и деньги за свой труд получать ежедневно. Примерно половина таксистов совмещают эту работу со своей основной и трудятся в выходные дни или по вечерам. А что делать, если срочно нужны деньги?" — рассуждает он.

График в большинстве служб таксисты устанавливают себе самостоятельно. Требования к водителям, как правило, минимальные: наличие автомобиля более или менее престижной марки и водительского удостоверения. Автомобили Lanos принимают уже не во всех службах. Паспортные данные спрашивают не всегда. Чтобы начать работать, нужно подписать с компанией соглашение, установить приложение и брать заказы. Если таксист хочет работать легально, а таких в Киеве около 1%, то придется регистрироваться как частное лицо-предприниматель, приобретать страховку для водителя (около 100 грн на год), ОСАГО (2–2,5 тыс. грн на год), а также проводить ежегодный техосмотр своего "железного коня".

В форуме таксиРабота в такси: кого возьмут и как заплатят в Киеве

Каждый год медицинский осмотр должен проходить и сам водитель. В противном случае страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию. "Легальным таксистам нужно приобрести таксометр, который стоит около 5 тыс. грн, а также нанести на автомобиль специальные наклейки и установить шашечку стоимостью 300 грн", — рассказывает таксист Геннадий Попенко.

По его словам, страхование жизни и здоровья пассажиров не является обязательным, но многие перевозчики приобретают страховку добровольно за 100–150 грн. "Если перевозчик работает легально, то приходится платить налоги. Суммарно получается 850 грн в месяц налога на прибыль и около 900 грн Единого социального взноса. Большинство не хотят ничего платить и работают нелегально", — говорит собеседник "Вестей".

Некоторые автопарки, которые работают с известными сервисами, нанимают водителей и предоставляют свои машины. Но в этом случае проверка гораздо жестче. Каждого претендента на работу проверяют на наличие судимости, аварий за последние три года и даже лично просят сдать тест на вождение. Но главное — 50% заработка необходимо отдавать собственнику автомобиля.

Как придется работать

В большинстве служб такси можно выбирать график работы. Например, можно брать клиентов по дороге на работу и обратно с близлежащих районов и тем самым оправдывать стоимость бензина. Но если работа в такси — единственный заработок, то надо много работать.

Если автомобиль не принадлежит водителю, то таксист вынужден будет трудиться не менее 12 часов в день. Причем часто работать придется без простоя, регулярно ездить в центре города и много времени проводить в пробках.

Uber мотивирует своих сотрудников работать как можно больше. "Выгоднее всего выполнять не менее 100 заказов в неделю, тогда плата за информационные услуги снижается до минимума. Но в таком случае приходится либо ездить за рулем сутками, либо ежедневно работать", — рассказывает водитель киевской службы Анатолий Кузовенко. Он добавляет, что не имеет права отказаться от заказа и вынужден ехать за клиентом в центр и стоять в пробках.

Читайте также: «Зарплата в такси» - кто и сколько предлагает водителю в Украине

Каждому водителю пассажиры выставляют баллы, которые влияют на его рейтинг. Да и сам оператор такси оценивает в баллах такого сотрудника — за работу в часы пик, за выполнение всех заказов, нарушение правил дорожного движения и конфликты с пассажирами.

"Если рейтинг очень низкий, то водителя просто отключают от доступа к системе навсегда. Вернуться в нее невозможно, поэтому все стараются не допускать оплошностей", — объясняет Артур Колесников. По его словам, некоторые таксисты работают сразу в нескольких службах, что позволяет им оптимизировать свое время. Кроме того, в Uklon таксисты не обязаны браться за выполнение заказа, если их не устраивает сумма вознаграждения. Во всех службах штраф к водителю не применяется в том случае, если он отказался выполнять заказ и везти пьяных или агрессивно настроенных пассажиров.

Сколько можно зарабатывать

Водители такси могут неплохо зарабатывать. В среднем каждый автомобилист зарабатывает около 2 тыс. грн в день. Это может быть несколько поездок в аэропорт "Борисполь" или выезд за пределы города. В некоторые дни, чтобы заработать такую сумму, приходится выполнять заказы на протяжение 10 часов. За доступ к информационной системе служб такси необходимо платить.

Опрошенные "Вестями" работники такси говорят, что в Uber размер комиссии может доходить до 25%, Uklon в среднем берет 12%, а Bolt — 20% (сейчас размер комиссии снизили до 10%) с каждого выполненного заказа. Под эту сумму не подпадают чаевые, которые дает примерно каждый десятый пассажир. Если клиенты рассчитываются картой, то средства водителю поступают раз в неделю сразу за десятки выполненных заказов.

Читайте такжеЛегализация деятельности водителя такси в Украине: пошаговая инструкция

Примерно 400 грн в день каждый автомобилист тратит на топливо, еще столько же необходимо отложить на ремонт машины. То есть работая в месяц 20 дней, можно получить 25–30 тыс. грн. "Тарифы не меняются в утреннее или вечернее время, а это неправильно. Например, в странах ЕС ночью ездить на такси на 30% дороже", — говорит Геннадий Попенко.

Большинство водителей в буквальном смысле слова работают сутками и получают около 50 тыс. грн в месяц. Поэтому на трассах некоторые таксисты ведут себя неадекватно: после 10 часов за рулем многие уже не смотрят в зеркала, не обращают внимания на светофоры и не соблюдают правила дорожного движения, рассказывает Анатолий Кузовенко.

В ближайшие несколько лет количество такси на столичных дорогах будет расти, прогнозируют опрошенные "Вестями" службы такси. Население Киева постоянно растет, появляются новые микрорайоны, и количество клиентов у перевозчиков только увеличивается. Усиливается и контроль за выпившими за рулем, растут штрафы, и уже сейчас многие водители предпочитают оставить свой автомобиль у бара и отправиться домой на такси.

"Сервисы постоянно привлекают новых водителей и мотивируют их работать больше. Чем больше у них выполненных заказов, тем больше денег за услуги они получают", — говорит Геннадий Попенко.

Источник