Каково работать наёмным водителем на парковом автомобиле такси? И реален ли обещанный заработок? «Хочешь попробовать себя таксистом?» Вопрос был задан в лоб и требовал немедленного ответа.
Мой собеседник, директор по развитию одной из киевских компаний, располагающей парком из нескольких десятков машин и сотрудничающей с сервисами Uber и Bolt в качестве партнера, уверял, что это лучший способ познакомиться с сегодняшними реалиями украинского рынка такси. Я не раздумывая согласился, а вскоре получил ключи от седанчика Citroën C-Elysee и вышел на линию.
Новая парадигма
Кто бы что ни говорил про Uber, именно его приход в Украину в 2016 году стал катализатором системных перемен на отечественном рынке такси. Встрепенулся сервис «Уклон», которой на тот момент единственным среди украинских служб такси имел собственное мобильное приложение, а год назад в Украину со второй попытки перезашёл Bolt, во многом копирующий бизнес-модель Uber… Сегодня этот триумвират подмял под себя рынок такси в крупных городах, где выбор в пользу одного из трех существующих агрегаторов очевиден не только для пассажира, а и для водителя.
Я решил ограничиться Uber и Bolt, поскольку именно с ними работает временно нанявшая меня компания. Ну, как нанявшая… Как известно, заключить с Uber прямое соглашение мог только водитель с открытым ФЛП, что привело к появлению многочисленных фирм-прокладок, так называемых партнеров. Они платят налоги, но официально не являются сервисами такси, как, впрочем, и сами Uber с Bolt. А чтобы обеспечить формальную легальность найма, с водителями заключают договоры фрахтования транспортного средства и транспортного экспедирования.
Добро пожаловать на галеру!
Уже на стадии подписания договора стало ясно, что экскурсия в мир такси не будет легкой прогулкой. Я соглашаюсь с тем, что «вознаграждение исполнителя составляет 50% от стоимости транспортных услуг из расчета 12 000 грн в неделю». Иными словами, это мой минимум еженедельной выручки, а из того, что останется после вычета комиссии агрегатора (до выполнения определенного количества поездок в неделю она составляет 25 и 20% у Uber и Bolt соответственно), половину придется отдать работодателю.
При этом заправлять машину газом (60-литрового баллона хватает примерно на 400 км) я должен за свой счет, а при выручке в неделю менее 10 000 грн меня оштрафуют на 20% заработка. Однако!
Впрочем, остальные «партнеры» также предлагают отнюдь не курортные условия работы, но далеко не всегда, как в случае моей компании, водитель может рассчитывать на компенсацию ночной парковки (до 20 грн) и еженедельной мойки машины, а в салоне будут влажные и сухие салфетки. Мелочь, а приятно.
«Подвезунам» здесь не место
Скажу сразу: я и близко не подобрался к обозначенному договором минимальному уровню выручки. Ежедневно проводя на линии шесть–восемь часов, мне удавалось совершать восемь–-девять поездок и, чередуя агрегаторы, привозить 700–800 грн «грязными». То есть вдвое меньше требуемого!
Как правило, я работал в пределах одного микрорайона, ограничивая радиус приема заказов 3–4 км. Мало того, что дальние подачи увеличивают холостой пробег, так еще всегда есть вероятность, что принятый заказ окажется невыгодным: либо очень коротким (например, пассажиру нужно в супермаркет в паре километров от места посадки), либо, наоборот, заведет тебя на край света, откуда будет непросто найти следующего пассажира. А функция поиска пассажиров в выбранном направлении, которая есть у обоих агрегаторов, помогает не всегда: её можно активировать всего дважды в сутки, да и поездки порой прилетают вовсе не попутные.
Кроме того, неоднократно я сталкивался с ситуацией, когда в секторе повышенного спроса приходилось ждать заказа 15–20 минут, а, не дождавшись, переезжать на новое место. Uber и Bolt не разглашают алгоритмы своих водительских приложений, но на практике повышающие коэффициенты, на которые так уповают водители в погоне за заработком, зачастую оказываются фикцией. Ведь с ростом концентрации машин в секторе стоимость поездки падает до обычной, причем рискну предположить, что для пассажира этот процесс происходит намного быстрее.
А еще тарифы. Пока ты пассажир, они кажутся немаленькими, а вот из-за руля все с точностью до наоборот.
У меня было несколько заказов стоимостью, смешно сказать, 45–50 грн, а самый дорогой не дотянул и до 500 грн. По итогу средний чек – менее 90 грн, что означает необходимость выполнения за смену как минимум 20 поездок, чтобы не попасть под штраф нанимателя и одновременно обеспечить себе сколько-нибудь приемлемый заработок.
В принципе, этот показатель достижим, но только при условии полной занятости не менее чем на 12 часов в день. Я же таксовал по совместительству с основной работой, выходя на линию по утрам и вечерам, а также в выходные. Нехитрый подсчет показывает, что такой формат даже в случае работы напрямую с агрегатором и на своей машине едва покроет расходы на топливо, еду и амортизацию техники. Вот почему «подвезунов», как называют таких водителей, у нас становится все меньше, а львиную долю заказов вывозят те, для кого работа в такси стала профессией.
Кстати, чаевые ныне стали большой редкостью – говорят, клиенты были гораздо щедрее, когда оба агрегатора только заходили в Украину. Сейчас в благодарность водителю дают обычно 10–15 гривен, причём в лучшем случае в каждой третьей поездке.
Обманчивая свобода
Вот так от парадигмы райдшеринга Uber в украинских реалиях не осталось и следа. Впрочем, стоит копнуть чуть глубже, как становится ясно: завлекая водителей лозунгами в стиле «работай по собственному графику, получай доход на своих условиях», агрегаторы, мягко говоря, лукавят. Их системы мотивации преследуют единственную цель: заставить водителя работать как можно больше и принимать все заказы, даже очевидно невыгодные.
Налицо использование наджинга, то есть психологических приемов, подталкивающих людей к определенным действиям. Это и новые заказы, приходящие до завершения текущей поездки, и снижение комиссии после выполнения определенного количества поездок в неделю, и многочисленные акции а-ля «сделай 40 поездок до конца месяца, получи 200 грн». А еще откровенные манипуляции с водительским рейтингом, который резко падает после первой же низкой оценки от пассажира, а вот восстанавливается непропорционально долго.
Подталкивание к действию не менее эффективно, чем силовое принуждение или прямая рекомендация, в чем я убедился на собственном опыте. Хочется удержать высокий рейтинг, обойти других водителей по количеству поездок, словить очередной бонус, чтобы увеличить доход. А раз водитель делает это вроде как по собственной воле, то и жаловаться ему не на кого, кроме себя.
Сейчас Uber в Украине переходит на прямые выплаты водителям, что в теории позволит уйти от работы с компаниями-партнерами. Но только тем, кто таксует на собственной машине, а вот для парковых водителей ничего не поменяется.
В любом случае, заводя водительский аккаунт в агрегаторе, помните: как и любая работа, где деньги не падают с неба, такси выматывает и отбирает силы. Пообщайтесь с бывалыми водителями, ознакомьтесь с информацией в профильных группах в соцсетях. Чем больше вы будете знать на начальном этапе, тем легче пройдет адаптация и тем быстрее вы найдете собственный алгоритм, позволяющий достичь приемлемого заработка без того чтобы жить в машине.