С лета минувшего уже года в аэропорту «Борисполь» ведется зачистка рынка такси под нового владельца.
Вначале две успешно работающие частные компании должны были «потесниться» для киевского «Элит-такси». Теперь – для государственного Skay Taxi, которое после Евро-2012 все равно перекочует в чьи-то небедные руки...
Пассажирам, впервые прибывающим в киевский аэропорт «Борисполь», добраться в столицу Украины можно тремя способами – автобусом, такси либо посредством транспорта, встречающего гостя. Во все времена были граждане, которые не могли себе позволить поездки на такси, поэтому они всегда пользовались рейсовыми автобусами. Были те, которые всегда ездили на такси. Правда, от желтых «Волг», которые у всех ассоциировались с государственными таксомоторами, остались только «шашечки», и те - сильно осовременные. Да и с «бомбилами» начала 90-тых нынешнее такси уже не имеет ничего общего. Особенно такси, обслуживающие главные воздушные ворота страны – аэропорт «Борисполь».
Обсудить в форуме: Sky Taxi - таксомафия в Борисполе или афера за счет государства?
Таксисты уже давно самоорганизовались в частные предприятия, имеющие свои диспетчерско-информационные службы, объединяющие ЧП-шников, работающих на определенном направлении. Одной из первых контор, организовавших доставку пассажиров аэропорта «Борисполь», стала фирма «Интер-авиа», она и сегодня обслуживает пассажиров терминала В. Терминал F (так называемый международный) теперь обслуживает недавно созданная компания «Автоклуб-МАА», сформированная из лучших кадров «Интер-авиа». Эти таксисты «росли» по мере того, как государство разрабатывало правила работы на рынке такси. Сегодня пассажиров аэропорта возят на машинах не ниже среднего класса, практически во всех – кондиционеры, уютный салон и вместительные багажники.
Для официальной работы в такси водитель должен иметь зарегистрированное ЧП, страховки, лицензию, счетчик в автомобиле. Легальный таксист платит государству налоги (около 600 грн. в месяц), сам следит за состоянием своего автомобиля, сам создает себе рабочее место и не просит у государства помощи.
А еще в аэропорту полно «нелегальных» таксистов, которые «бомбят» по-старинке: без счетчиков, без страховок, без лицензий, не обременяя себя ни обязательствами по отношению к аэропорту, ни к пассажирам, ни к государству. Соответственно, и не способных гарантировать клиенту ни безопасность, ни сервис. Безусловно, они кого-то в аэропорту «подкармливают», раз на их деятельность закрывает глаза и администрация аэропорта, и правоохранители, которые здесь у каждого фонарного столба – все-таки объект стратегического значения, который готовится к европейскому чемпионату по футболу!
Кстати, именно с подготовкой к Евро-2012 большинство таксистов, легально работающих в аэропорту, связывают события, которые, грубо говоря, можно назвать захватом рынка услуг.
- Первые намеки на передел рынка начались в прошлом году, жестко щемить нас начали в августе 2011-го, - рассказывают таксисты. – Нас просто выгнали из-под терминала F (новый международный терминал - открыт 31 ноября 2010 года, до этого международные рейсы принимал терминал В, терминал А принимал внутренние рейсы. Сегодня терминал А закрыт на реконструкцию, - Авт.).
- Нас выгнали из-под первой линии терминала F, наши карточки на въезд оказались заблокированными, а на нашем месте стала грузиться фирма «Элит-такси», - говорят водители. – Причем, к тому времени они уже оккупировали и терминал В. Две недели нас не пускали на наши рабочие места.
Тут стоит пояснить, что фирмы «Интер-авиа» и «Автоклуб-МАА» имеют прямые договора с аэропортом «Борисполь» на обслуживание в такси. По имеющейся у «Цензор.НЕТ» информации, одна из фирм за это сотрудничество платит 45 тысяч гривен в месяц, официально! «Автоклуб-МАА», например, заключила договор с аэропортом на три года, правда, в документе есть хитрый пункт, позволяющий аэропорту в одностороннем порядке расторгнуть существующий договор, предупредив о своем намерении за три недели. У «Интер-авиа» ситуация немного лучше: договор заключали три стороны – фирма, аэропорт и Фонд Держмайна (так как фирма арендует государственные помещения). Теперь же «Интер-авиа» вынуждена втянуться в судебную тяжбу, потому что на арендованные помещения у аэропорта появились свои планы.
О том, что появившаяся недавно в аэропорту киевская фирма «Элит-такси» имеет «какое-то» отношение к начальнику безопасности аэропорта, тут знают практически все, кто здесь работает. Одним из аргументов появления ее здесь называли «низкие тарифы». «Полная чушь!», - в один голос твердят таксисты. Тарифы нам диктует… аэропорт! И кивают на громадные стенды, красующиеся на терминалах В и F.
Там черным по белому написано: тариф до Киева – 6,00 грн. за км, по Киеву – 6,50. Вот и получается, что до центра по счетчику «натикает» 250-260 гривен, до центрального железнодорожного вокзала – 280, а в отдаленные районы Киева – 300-350. Хотя, когда заказываешь машину из Киева, можно вложиться и в 180 грн. до аэропорта.
- Мы ведь везем клиента в Киев, а назад возвращаемся порожняком, - объясняют математику таксисты. – А киевские машины приехали за 180, тут взяли клиента на Киев за 100 и отвалили. Получаются те же деньги…
Недавно в аэропорту появилась еще одна «каста неприкасаемых» - Skay Taxi. И презентовать «такси нового поколения» прибыл сам вице-премьер Борис Колесников.
- Наша задача подтянуть такси в аэропорту до европейского уровня и обеспечить качественные перевозки во время проведения чемпионата по футболу, - завил 26 декабря Колесников, представляя новую компанию всей Украине.
Проект пока на пилотной стадии, по словам руководства компании, сейчас в аэропорту работает 10 машин. К марту планируют закупить еще 110, а к Евро-2012 фирма будет иметь 500 таксомоторов (250 – для обслуживания ж/д вокзала и 250 – для аэропорта). Тарифы? Ниже, чем в… европейских аэропортах! То есть, пока на уровне 6,5 грн. за километр.
На реализацию задуманного собираются потратить государственные деньги. Сколько? Никто не говорит. Но это можно легко подсчитать. Hyundai Sonata 2.0 AКП, ESP 201 – это машины, которые будут работать в Skay Taxi. Рыночная стоимость одного такого автомобиля от 250 до 300 тысяч гривен, в зависимости от комплектации.
У этих, что называется, полный фарш. Значит, по меньшей мере, только за автомобили из государственной казны нужно выложить 150 миллионов гривен! Далее, для такого автопарка нужны гаражи, стоянки, обслуживающий персонал – медики, автослесаря и так далее. А это еще энная сумма. И все это ради трех недель Евро? Ведь после чемпионата этот «проект» собираются передать в частные руки, ведь все прекрасно понимают, что проект будет нерентабельным…
- Создавая государственное такси, украинская власть пытается компенсировать недостатки подготовки к Евро-2012 и свою неспособность создать условия для частного инвестора, - комментирует ситуацию экономист Андрей Новак. – Уже на практике доказано, что государство является самым плохим хозяйственником. В то же время частный собственник работает наиболее рационально, обеспечивая более высокое качество услуг, чем государство. Ожидали, что 82% инвестиций к чемпионату будут частными, а получается, что 91% подготовки финансирует государство. Частный инвестор не желает участвовать даже в таких отраслях, как такси, которое априори является частным бизнесом.
- Это бессмысленное разбазаривание государственных средств и создание недобросовестной конкуренции, - уверен руководитель профсоюза таксистов Василий Попик. – Мы выступали и будем выступать против государственного такси. Лучше эти деньги потратить на более благородные цели. Ведь ни один государственный автопарк у нас не был рентабельным.
Хюндай Соната – неплохой автомобиль. Но, все же, для такси не совсем подходит. Судя по тем, которые уже работают в аэропорту, во всех установлены детские сиденья. А это значит, что 4 взрослых человека никак не сядут в один автомобиль. В багажник входит не более 2 пластиковых чемоданов, и это также огромный минус, особенно, если брать в расчет, что в гости едут к нам, как правило, с солидным багажом. Если эти недостатки замечает обычный пассажир, то неужели это не заметит частный инвестор, которому собираются перепродать Skay Taxi? Это значит только одно:
Продадут все это по-дешевке, в свои небедные руки. Чтобы замылить глаза общественности. А ради чего? Чтобы работал свой частный собственник вместо тех ЧП-шников, которые сами себе уже создали рабочие места и кормят свои семьи?
- Это не функция государства вытеснять частные такси с рынка, это нормальный частный бизнес, - комментирует ситуацию Борис Колесников.
Конечно, не функция государства. Просто руками государства и за государственный счет ведется передел рынка такси. Пока только в аэропорту, в скором будущем – и на железнодорожном вокзале, а там – как аппетит подскажет…
Источник: Цензор.нет