Прикрываясь обязательствами перед УЕФА и заботой о комфорте пассажиров, власти хотят кардинально реформировать отечественный рынок таксомоторных перевозок. Планируется максимально сократить количество частных машин с «шашечками» и дать зеленый свет крупным инвесторам, которые в предвкушении высоких заработков уже начали осваивать этот бизнес. Рядовым украинцам обещают более качественный сервис, который, впрочем, большинству наших граждан окажется не по карману.
Обсудить в форуме: Закон о такси в Украине: зачистка рынка или захват власти?
Зачистка столичного рынка такси перед Евро-2012
Отечественные таксисты попали под колпак контролеров. В начале февраля Антимонопольный комитет Украины сообщил о начале масштабного расследования на столичном рынке таксомоторных перевозок. Комитетчики заподозрили наличие «антиконкурентных согласованных действий» участников рынка по переделу парковок и наиболее выгодных точек в городе, а также заинтересовались их «необоснованно завышенными тарифами». Подробностей начатого процесса в пресс-службе АМКУ не сообщают, отмечая лишь, что к делу уже подключена столичная прокуратура.
Судя по всему, поводом для повышенного внимания чиновников к таксистам стало увеличение рядом служб такси Киева своих расценок на 20–25% в разгар морозов.
Не исключено также, что Антимонопольный комитет выступает как «передовой отряд» властей накануне массовой чистки этого рынка, обещанной Министерством инфраструктуры. Его глава Борис Колесников недавно пообещал разобраться с нелегальными перевозчиками, которых сегодня более 80%, уже до середины апреля нынешнего года.
Столь сжатые сроки министр пояснил подготовкой к Евро-2012, до начала которого такси в Украине должны стать европейскими.
В рамках этого процесса ожидается принятие закона об особенностях перевозок пассажиров в такси, разработанного ведомством г-на Колесникова накануне нового года. По информации «ДС», этот документ может быть вынесен на рассмотрение Верховной Рады уже в конце февраля. Он предусматривает существенное ужесточение правил работы на рынке таксомоторных перевозок.
Чиновники хотят ввести персональное лицензирование водителей такси (сейчас лицензии выдаются на автомобили, и нередки случаи, когда диспетчерская служба получает одну лицензию, под которой работают несколько машин).
Индивидуальные карточки будут выписывать местные власти, при этом ни схема оформления таких документов, ни их стоимость в проекте закона не оговариваются. Как считает Анатолий Галазюк, это чревато возникновением новых коррупционных схем. Тем более что отсутствие такой карточки позволит Госавтоинcпекции не только штрафовать перевозчиков, но и изымать у них автомобили прямо на дороге.
Кроме того, авторы законопроекта прошлись и по диспетчерским службам. Им хотят запретить обмениваться клиентами, как это происходит сейчас, и обязать обосновывать свои тарифы — стоимость заказа должна определяться с помощью специального программного обеспечения или по счетчику.
Рынок таксомоторных перевозок в Киеве стал интересен инвесторам
Тот факт, что отечественные чиновники озаботились ситуацией на рынке такси именно в преддверии проведения в нашей стране чемпионата Европы по футболу, не случаен. Помимо обязательств перед УЕФА по подготовке к футбольному чемпионату отечественной инфраструктуры, в том числе транспортной, идти на реформы в этой отрасли государственных мужей убеждают потенциальные инвесторы. С 2000 г., когда, не выдержав конкуренции с частниками, начали массово закрываться АТП, специализировавшиеся на таксомоторных перевозках, этот бизнес был полностью отдан на откуп мелких предпринимателей. Однако теперь ситуация меняется. Рост благосостояния украинцев заметно расширил клиентскую базу таксистов.
Только в Киеве авто с «шашечками» ежедневно совершают порядка 100 тыс. рейсов. При средней стоимости поездки в 50 грн. это позволяет работающим на рынке компаниям в общей сложности зарабатывать 5 млн грн. в день. А в июне, когда стартует Евро-2012, тарифы и пассажиропоток вырастут в два-три раза. Соответственно, только столичные таксисты смогут зарабатывать не менее 20 млн грн. ежедневно.
Столь заманчивые перспективы заставили крупный отечественный бизнес обратить пристальное внимание на частный извоз. Как стало известно «ДС», возможность открытия служб такси сейчас рассматривают несколько лизинговых компаний, которые будут работать в связке с диспетчерскими службами и СТО.
Осенью на рынке появилась и государственная служба Sky Taxi, которая получила статус официального перевозчика футбольного чемпионата и базируется в международном аэропорту «Борисполь».
Ее автопарк будет укомплектован двумя сотнями новых автомобилей класса D Hyundai Sonata, а тариф вдвое превысит среднерыночный (6,5 грн./км).
Глава Министерства инфраструктуры Борис Колесников заявил, что после Евро-2012 Sky Taxi выставят на открытые торги и продадут частному владельцу. Аналогичная картина наблюдается и в Донецке. Мэрия этого города на днях сообщила о намерении за кредитные средства закупить около 200 новых машин Hyundai (Sonata и Elantra), которые будет использовать муниципальная служба такси. В дальнейшем также не исключено, что после завершения футбольных баталий таксопарк выставят на продажу.
О наболевшем: тарифы, сервис, частники и новые игроки на рынке
На сегодняшний день частным извозом в Украине промышляют по меньшей мере 200 тыс. автовладельцев, что явно превышает потребности граждан в комфортной езде. Только в Киеве, по данным директора службы «1554» Антона Боголюбова, насчитывается 15–20 тыс. такси, хотя вполне хватило бы и вдвое меньшего автопарка. Причем эта цифра постоянно растет — зарабатывать на дорогах все чаще пытаются рядовые автолюбители, которые еще до кризиса приобрели авто и теперь занимаются частным извозом, чтобы обслуживать кредит.
Не менее активно появляются и новые диспетчерские службы. Если в 2009 г. в столице их насчитывалось около 100, то сейчас — более 200.
Антон Боголюбов поясняет данную тенденцию удешевлением входа в бизнес — для этого достаточно 60–100 тыс. грн. Ведь с появлением общих баз данных у любого новичка появилась возможность получать заказы даже без рекламы и большого штата операторов. Нет недостатка и в готовых к сотрудничеству водителях, которые согласны работать за гораздо более скромные деньги, чем еще два года назад.
Переизбыток предложения на рынке и усиливающаяся конкуренция уже второй год не позволяет основной массе таксистов значительно повысить тарифы, хотя за это время существенно подорожали и бензин, и услуги СТО.
Более того, некоторые службы даже вынужденно снижают цены. Минимальный тариф в Киеве (до 5 км) только за последние полгода упал с 35 грн. до 28–29 грн., а некоторые диспетчеры уже озвучивают цифру в 25 грн. При оплате по счетчику цена снизилась с 3 грн./км до 2,4–2,6 грн./км.
Другое дело, что на этом фоне и качество обслуживания пассажиров заметно упало — нередко водители не только плохо знают город и неуверенно чувствуют себя за рулем, но и откровенно хамят клиентам. Эта тенденция поясняется неразборчивостью служб такси, которые не выдвигают никаких особых требований к принимаемым на работу водителям.
Чтобы изменить ситуацию, представители таксомоторного бизнеса традиционно выступают за повышение своих расценок. По их расчетам, тариф должен составлять не менее 3,5 грн./км. А ряд игроков рынка указывают, что для машины среднего классса один километр проезда должен стоить не дешевле литра бензина. Кроме того, крупнейшие службы такси выступают за ограничение прихода на рынок новых игроков.
Сейчас несколько профильных ассоциаций лоббируют внесение в подготовленный чиновниками законопроект пункта, который бы позволил местным властям квотировать численность такси в том или ином населенном пункте и устанавливать для всех таксомоторных служб единые тарифы.
Таким образом, все идет к тому, что бюджетные поездки в такси очень скоро уйдут в прошлое. И при этом нет никакой гарантии, что повышение тарифов обязательно приведет к улучшению сервиса для рядовых украинцев.
Людмила Ксенз, Деловая столица