В среду, 19 сентября, в помещении ассоциации «Укравтопром» основные игроки отечественной автомобильной промышленности встречались с журналистами, чтобы донести более точно свою оценку ситуации, которая сложилась за последние несколько недель, пока Украина и Россия обменивались экономическими «выпадами» в виде введения утилизационного сбора.
Перед собравшейся на встречу прессой выступили Олег Боярин, Глава Рады Ассоциации «Укравтопром», Глава Наблюдательного Совета ЧАО «Еврокар», Олег Папашев, Заместитель Главы Правления по производству автомобилей Корпорации «УкрАВТО», Олег Свинарчук, Президент Корпорации «Богдан» и Юхим Хазан, исполнительный директор «Укравтопром». Пока все оценки, на чем настаивали выступающие, строятся на прогнозах, так как поставщики украинских автомобилей на российском рынке еще торгуют созданными накануне утилизационной даты 1 сентября запасами, и этих запасов может хватить еще на месяц торговли. Так что реальная картина последствий российских мер будет видна только в октябре. Однако, по мнению спикеров, ждать месяц нет никакого смысла – уже сейчас ясно, что ничего хорошего не случится. А потому необходимо срочно принимать меры.
Сами автопроизводители пока ведут работу на своем уровне, чтобы минимизировать для себя грядущие последствия и осложнения, чтобы не допустить остановки производств, сокращений персонала и прочих негативных шагов. Проводятся мероприятия по оптимизации производственных процессов и затрат, корректируются планы выпуска. «Ни в коем случае не стоит ждать, что наши заводы будут закрыты, а мы уйдем с рынков. Нет. Нам не привыкать жить и работать в условиях трудностей. То страна вступает в ВТО и серьезно уменьшает ввозные пошлины, то наступает мировой кризис, то обваливается гривна… Мы все это пережили. Вопрос в том, нужно ли и дальше создавать трудности?» – рассуждает Олег Папашев, полагая при этом, что задавать вопросы о том, что делать, и чего ждать, только лишь представителям автопрома нет смысла, так как автопром работает внутри страны и по ее законам и правилам. Позицию же автопрома нужно слышать и обязательно к ней прислушиваться.
По мнению коллег Заместителя Главы Правления по производству автомобилей Корпорации «УкрАВТО», готового и простого рецепта, увы, нет. Но есть – и они хорошо известны – качественные ингредиенты, которые могут войти в будущий рецепт. В их числе, во-первых, пересмотр ввозных пошлин в сторону увеличения. Чтобы прочувствовать необходимость такого шага достаточно проанализировать цены на автомобили, для которых пошлины были уменьшены, – разве они подешевели? Нет. Более того – даже поднялись в цене. А это значит, что те самые проценты, на которые пошлина была уменьшена, вместо того, чтобы пойти в бюджет Украины, пошли на обогащение зарубежных производителей.
Во-вторых, нужно более взвешено подойти к вопросу ввода Украиной утилизационного сбора. Тот документ, который опубликовало правительство, абсолютно не рабочий. Он больше похож на декларацию, нежели на конкретный план действий. А между тем, над серьезной программой по утилизации, призванной упредить превращение страны в мировую свалку автохлама, «Укравтопром» работает уже три года, и за это время подавала «наверх» не один вариант. А теперь это преподносится как ответные меры на шаги России. На самом же деле не нужно никаких ответных мер – нужно просто заботиться о стране.
Впрочем, на утилизационный сбор, кроме основного его назначения, вполне можно возложить, как это сделала Россия, и защитно-заградительную функцию. Но для этого нужно все четко продумать – тщательно разработать все стадии и все стороны, как финансовые, так и технические, этой программы. Пока же, по утверждению выступающих перед прессой специалистов, имеется абсолютно неэффективный документ.
В-третьих, считать, что защита отечественного автопрома сводится только к ввозной пошлине и утилизационному сбору, – это ошибка. На этом особенно настаивали инициаторы встречи. На проблему нужно смотреть гораздо шире – комплексно. И в этот комплекс должны войти еще и такие ингредиенты, как повышение инвестиционной привлекательности и создание предпосылок для постройки в Украине современных заводов (кстати, все это относится не только к автомобильной промышленности), а это рабочие места, это поступления в бюджет, это рост производства и импорта. Сам импорт необходимо обязательно стимулировать на государственном уровне. Необходимо обязательно смещать налоговую нагрузку с производства, на потребление… При этом шанс исправить ситуацию все еще есть.
И что важно, изобретать ничего не нужно. Достаточно просто изучить опыт других стран, той же России, Польши, той же Турции, наконец, догоняющей Россию по численности автомобильных заводов на своей территории. А затем применить весь этот опыт с учетом местных особенностей. Для этого нужно лишь иметь волю и характер, чтобы не заниматься популизмом, а сесть и продумать четкий план действий, а затем приcтупить к его реализации. АвтоЦентр