Украина останется без качественного топлива

Кабмин планирует в ближайшее время рассмотреть целый ряд законодательных изменений, суть которых сводится к введению так называемых "заградительных тарифных квот" для растущего топливного импорта с целью "поддержки отечественного производителя" нефтепродуктов.

Член правления "Укрнафты" Олег Гез призвал правительство рассмотреть возможность введения защитных мер для украинских НПЗ, в частности Кременчугского. Ведь с российскими и белорусскими поставщиками, которые имеют доступ к более дешевой нефти, тот бороться просто не может.

К тому же правительственный комитет одобрил проект постановления, который изменит порядок расчета стартовой цены нефти на аукционах "Укрнафты". По сути, Кабмин готовится отвязать стоимость украинской нефти от таможенной цены.

Что это значит

Как рассказали участники топливного рынка, тема ограничения импорта нефтепродуктов впервые была инициирована украинскими НПЗ еще в 2011 г., и является ничем иным, как попыткой монополизировать рынок одним игроком. А идея ввести заградительные пошлины и отменить привязку цены украинской нефти к мировым – это звенья одной цепи. Такая схема выгодна фактическом Кременчугскому НПЗ.

"В 2017 году Кременчугский НПЗ, который фактически контролируется группой "Приват", нарастил выпуск бензинов А-92 и А-95 за счет увеличения загрузки мощностей азербайджанской нефтью. На рынке бензинов, потребление которых сокращается третий год, дополнительные объемы могут быть не востребованы. Опасаясь отсутствия спроса на свою продукцию, группа "Приват" инициирует заградительные пошлины. И шансы их принятия, зная "приватовцев", достаточно велики. По моему мнению, это не коснется дизеля и сжиженного газа, так как эти позиции Кременчугский НПЗ продает без проблем – потребление растет (особенно СУГ)", – выразил одну из точек зрения исполнительный директор UPK Group Александр Керимов.

В форуме такси: Топливо в Украине

Другая сводится не к заводу в Кременчуге и его сбыту бензина, а к попыткам оправдать и закрепить повышенные цены на топливо, получаемое при переработке украинской нефти.

"Любой украинский производитель формирует отпускные цены исходя не из стоимости сырья, производственных затрат и прибыли, а от так называемого "импортного паритета". То есть, стоимость должна быть не ниже, чем на аналогичную продукцию, ввезенную по импорту", – отметил топливный эксперт Леонид Косянчук.

Как отразится на ценах

Какими бы ни были реальные причины данной инициативы, эксперты сходятся в одном: если в 2011 году рынок просто прощупывали на предмет введения заградительных пошлин, то сейчас большие шансы реальных действий, которые отразятся не только на всем украинском топливном рынке, но и на потребителях. А в случае реализации данной инициативы, импортное топливо вырастет в цене пропорционально заградительной пошлине.

"Любая пошлина или квота будет переведена на конечного покупателя. В цене на заправке это будет означать дополнительно около 3 грн. за литр или около 10% от текущих цен. Между тем, украинские НПЗ и так находятся в неплохой ситуации, поскольку цены на импортные нефтепродукты достаточно высокие, соответственно они имеют возможность продавать свою продукцию по очень хорошим для себя ценам. Но, как видим, они хотят еще больше поднять свой заработок", – отметил директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Действительно, кременчугский бензин относительно высокого качества и может конкурировать с польским, литовским и белорусским топливом. Только заградительные пошлины сузят диапазон выбора для потребителя, что вряд ли воспримется положительно, говорят эксперты.

С одной стороны, рынок потеряет свое главное преимущество – диверсифицированную систему, которая сегодня страхует его от возможных проблем с поставками на отдельных направлениях. А с другой, высокие цены на бензин стимулируют переход водителей на альтернативное топливо, что приведет к еще большему росту потребления автогаза.

Источник