Почему дизельное топливо в Украине вскоре сильно подорожает

В Украине намечается дефицит дизельного топлива. Причина в резком снижении поставок из России, которая сейчас контролирует около 45% нашего дизельного рынка. По данным представителя президента в Кабмине и советника по энергетике Андрея Геруса, в августе поставки дизеля из России сократятся вдвое – с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн.

История очередной украинско-российской топливной войны имеет следующий вид: с 1 августа наша страна ввела специальную пошлину на дизель и сжиженный газ из РФ. Пошлина на трубопроводное дизельной топливо составляет 3,75%, а с 1 октября она вырастет до 4%. За газ импортерам придется доплачивать 1,75%, а с октября – 3%.

Эти пошлины правительство ввело в ответ на ограничение Россией поставок нефтепродуктов в Украину с 1 июня этого года (отгрузки идут, но по квотам). Главный аргумент Кабмина – за счет спецпошлины бюджет сможет аккумулировать около 3,7 млрд гривен, которые будут направлены на диверсификацию зависимости от российских нефтепродуктов.

Впрочем, идею с пошлинами не оценили российские импортеры. Так, компания Wexler, которая поставляет в Украину дизель от российского государственного предприятия "Роснефть" и контролирует 41% нашего рынка, в конце июля заявила, что приостанавливает трубопроводные поставки, которые стали, по ее мнению, нерентабельными.

Власть успокаивает: коллапса на рынке не будет. По словам Андрея Геруса, одновременно с сокращением импорта российского дизеля, в 3-4 раза в августе вырастут поставки дизеля по морю. Плюс увеличиваются отгрузки из Беларуси, Литвы и стран ЕС. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил о создании антикризисного штаба, который будет держать ситуацию под контролем.

В форуме таксиТопливо в Украине

"В августе нет опасений, так как еще не израсходованы прежние внутренние запасы топлива. А вот в сентябре возможны сложности. Запасы к тому времени уже будут исчерпаны, а портам предстоит перевал около 150 тысяч тонн ресурса. Это рекордный объем – столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике", – говорит Куюн.

"Любые сложности сразу же будут использованы как повод повысить цены", – предупреждает руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. Мы же попытались разобраться хватит ли Украине дизельного топлива и почем его будут продавать на отечественных заправках.

На недавней пресс-конференции по дизельному вопросу представитель президента в Кабмине и советник по энергетике Андрей Герус признал, что уже в этом месяце доля российского дизеля на нашем рынке упадет с 45% до 25%.

"Поставки российского ресурса в августе сократятся почти вдвое... То, что идет через трубопровод, сократится где-то с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн. Кроме того, мы имеем информацию о том, что российская компания" Лукойл "хотела бы поставлять в украину 80 тысяч тонн, но пока не получила разрешение от российского министерства", – сказал Герус.

При этом он успокоил: параллельно с резким снижением импорта российского топлива идет его увеличение по другим каналам. Так, поставки по морю (из Греции, Италии и др.) должны вырасти в 3-4 раза. Также будут увеличены отгрузки дизеля из Беларуси, Литвы. А с сентября, по прогнозам Геруса, будут восстановлены и трубопроводные поставки из России.

"Я думаю, и даже соответствующая компания – Wexler – заявляла, что они, вероятно, с первого сентября возобновят поставки трубопроводным транспортом. Я бы им рекомендовал делать это скорее, пока еще не потеряли долю рынка до сентября. Они, я так понимаю, планируют восстановить. То есть такие поставки остаются рентабельными", – отметил Герус.

Напомним, что в конце июля компания Wexler заявила, что поставки дизеля в Украину по трубопроводу неинтересны для нее по цене после введения спецпошлин. "Спецпошлины были рассчитаны так, чтобы снять дополнительную маржу с трубопроводного дизеля. Он получается примерно на 4% дешевле, чем топливо, поставляемое по другим каналам", – пояснил Рябцев.

В обозримом будущем Украина не собирается отменять пошлины. Цель государства – постепенно снижать долю российского топлива на нашем рынке. Так, по словам Геруса, в августе она может уменьшится до 25%, а уже в сентябре – до 10-15%. Главный вопрос – чем заменят российский дизель и сколько новый ресурс будет стоить на наших заправках.

Беларусь и компания

План "Б", на который ориентируются украинские власти, поставки из разных "альтернативных источников". Главную ставку делают на Беларусь. Тамошние производители якобы уже согласились в августе-сентябре нарастить поставки дизельного топлива в Украину.

Специализированная площадка enkorr, ссылаясь на свои источники в белорусских нефтяных кругах, сообщила, что поставки увеличат до 250-260 тысяч тонн в месяц, что на 30-60 тысяч тонн больше обычных объемов.

О дополнительном импорте якобы Владимир Зеленский договорился с президентом Беларуси Лукашенко. И, чтобы выручить Украину, Мозырский НПЗ (а он уже обеспечивает почти 29% импорта дизеля в Украине) вроде даже готов перенести плановый ремонт с сентября на октябрь.

"В ходе двусторонних переговоров также был поднят вопрос о стоимости дополнительных объемов ДТ, на что белорусская сторона заверила в стабильности ценового предложения на текущем уровне", – цитирует enkorr свой источник.

Читайте также: Правительство Украины ввело спецпошлину: через неделю дизель и газ начнут дорожать

При этом эксперты отмечают, что уже 6 августа наценка по спотовым контактам ДТ на площадке Белорусского нефтяного торгового дома (БНТД) повысилась с 19 до 22 долларов на тонне. А до введения Украиной пошлин против российского дизеля этот показатель не превышал 16 долларов.

"То есть вместо зависимости от российского топлива, мы плавно перемещаемся в зависимости от белорусского", – иронизирует Рябцев. Но здесь ситуация осложняется еще и тем, что белорусский дизель – это продукт переработки российской нефти. И в любой момент Россия при желании может включить рычаги давления на Беларусь и если не перекрыть, то, как минимум, прикрутить нам этот краник.

Более независимыми являются поставки из других стран – Италии, Греции и других. По данным Геруса, "поставки по морю уже увеличились в 3-4 раза, а поставки из стран ЕС – увеличатся в два раза. То есть у нас будет полностью сбалансирован рынок даже без работы трубы", – пообещал он. По словам Рябцева, наш рынок является премиальным для поставщиков нефтепродуктов, так как позволяет хорошо зарабатывать. Поэтому недостатка в желающих импортировать дизель в Украине нет.

"Если раньше грязная прибыль на тонне нефтепродуктов составляла 160-180 долларов, то сейчас доходит до 400. Это на опте. В рознице в Восточной Европе рентабельность составляет 3%, а у нас – не менее 10%", – отмечает Рябцев.

Испытание дизелем

Но возникает сразу несколько проблем. "Первая – это время. Нельзя моментально отказаться от российского ресурса и перейти на другой. Потребуется время на заключение контрактов, поиск нужных объемов и прочее", – говорит Рябцев.

Вторая, куда более серьезная проблема – логистика. "Наши слабые места – порты и железная дорога. Рассказы власти о громадных портовых мощностях – миф. Очень много объектов портовой инфраструктуры государство уже не контролирует, основные перевалочные пункты – в частных руках. С железнодорожным транспортом та же история."Укрзализныця "монополизировала локомотивную тягу и распределяет локомотивы в ручном режиме. Плюс беспорядочный график движения: составы с нефтепродуктами могут стоять на запасном пути не то что неделями, а месяцами", – говорит Рябцев.

С ним согласен и экономист Алексей Кущ. "Нефтепродукты – это не китайские тапочки, которые можно завозить фурами в любом объеме. Нефтепровод – самый дешевый и быстрый способ доставки топлива, тогда как портовая логистика может оказаться проблемной, как и железнодорожное транспортировки – у нас просто не хватит подвижного состава", – отмечает он.

Читайте также: В Украине феноменально дешевеет автогаз: уже 8,95 за литр

Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, "Укрзализныця" получит около 400 дополнительных цистерн для перевозки нефтепродуктов.

"Сейчас постоянной работой оперативного штаба является определение потребностей рынка, планирование маршрутов и путей поставки от морских портов до нефтебаз. Сейчас ключевой вопрос – это разработка графиков и наличие необходимой тяги. Мы сегодня в шутку пообещали, что на первом поезде... рядом с машинистом поедет руководитель "Укрзализныци" и руководитель наблюдательного совета УЗ, чтобы пройти весь маршрут торжественно, если в этом есть потребность. Безусловно, я надеюсь, что до этого не дойдет", – попытался отшутиться Омелян.

Впрочем, ситуация не такая веселая, как ее пытаются представить чиновники. "В сентябре отечественным портам предстоит перевал около 150 тысяч тонн дизельного топлива. Это рекордный объем – столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике", – говорит Сергей Куюн.

Что будет с ценами

Пока дизельный ажиотаж практически не отразился на ценниках на украинских заправках. Если на 15 июля, по данным "А-95", литр дизельного топлива в среднем по Украине стоил 28,36 гривен, то на 7 августа – 28,31 гривен. Была попытка раскачать оптовые цены на угрозы российских импортеров перекрыть краник, однако до розницы всплеск так и не докатился.

Впрочем, такая ценовая стабильность – весьма обманчива. Цены на нефтепродукты, в том числе дизельное топливо, в Украине зависят от стоимости ресурса на границе и курса доллара. Причем рост (или снижение) курса на 1 гривну дает удорожание (или удешевление) топлива на 60 копеек за литр.

С учетом того, что гривна в этот период укреплялась (и даже уходила за психологический минимум в 25 гривен за доллар), а мировые цены на нефтепродукты особенно не менялись, дизельное топливо в Украине должны подешеветь минимум на гривну за литр.

Тем временем, цены практически не меняются, что в нынешней ситуации уже можно считать скрытым подорожанием. То есть, если курс доллара пойдет вверх, что эксперты прогнозируют уже в конце августа-сентябре, заправщики тут же перепишут и цены на дизель. "Любой информповод, как слухи о возможном дефицит и другие проблемы на рынке здесь же могут быть использованы как аргумент для повышения цен", – говорит Рябцев.

По словам Алексея Куща, новые логистические цепочки сделают дизель дороже на 10-15%. "И это мы увидим в цене", – считает эксперт. В следующем году, по его мнению, украинским водителям стоит готовиться к тому, что цены на наших заправках сравняются с европейскими, то есть вырастут минимум до 1,1-1,2 евро за литр.

Источник