Многие компании, включая Uber, Boeing и Audi, разрабатывают собственные версии летающего такси. По мнению аналитиков компании Deloitte, перед компаниями, занимающимися такими разработками, стоит несколько проблем, которые предстоит решить перед тем, как такие полеты станут реальностью.
Среди этих барьеров — необходимость создания экономичного электрического двигателя и аккумуляторов, заряда которых хватит на достаточно продолжительный полет, а также развитие систем управления воздушным движением, систем предупреждения столкновений и контроля за уровнем шума.
Аналитики консалтинговой компании Deloitte подготовили доклад, в котором оценили перспективы летающего такси в городах и технологические барьеры, стоящие на пути такого вида транспорта. Ранее Deloitte уже публиковала статьи, в которых описывала разные препятствия для внедрения летающих такси, от необходимости создания масштабной инфраструктуры и систем управления воздушным движениям в городах до психологических барьеров у людей и необходимости подготовки норм и правил для таких полетов. В этом же докладе речь идет не о регуляторных препятствиях и боязни такого транспорта пассажирами, а непосредственно о тех технологических решениях, которые должны быть реализованы перед тем, как широкое использование летающих такси станет возможным.
Разработкой летающего такси занимаются самые разные компании, от авиакорпораций Boeing и Airbus до автопроизводителей, например Audi и Porsche, и сервиса такси Uber. Обычно речь идет о создании небольшого беспилотного летательного аппарата с электрическим двигателем, который может садиться и взлетать вертикально, как вертолет. Так, в конце января Boeing протестировала собственный прототип летающего такси: летательный аппарат взлетел, на некоторое время завис в воздухе, а затем совершил посадку. Uber уже не только представила прототип своей версии летающего такси, но и подготовила проекты инфраструктуры для него — таксипортов, с которых могли бы взлетать эти летательные аппараты.
Аналитики Deloitte выделили пять основных технологических проблем, которые предстоит решить производителям летающих такси.
Одной из важнейших задач при разработке таких летательных аппаратов является их энергетическая эффективность. Пока что прототипы демонстрируют недостаточную предполагаемую дальность полета при долгой зарядке аккумулятора и довольно высокой стоимости киловатт-часа. По мнению аналитиков Deloitte, временным решением этой проблемы может стать создание летающих такси с гибридным двигателем.
Второй барьер — недостаточно развитые системы так называемой ситуационной ориентации, то есть осведомленности об окружающей обстановке и реакции на нее. Летающее такси в полете должно оценивать окружающую обстановку, замечать другие объекты — как движущиеся, так и неподвижные — и перемещаться с использованием имеющихся карт. В связи с этим речь идет, с одной стороны, об усовершенствовании сенсоров и радаров такого летательного аппарата, а с другой — о развитии искусственного интеллекта, который с помощью машинного обучения предстоит научить идентифицировать объекты, попадающиеся на пути, выстраивать оптимальный маршрут и определять места для приземления. Третья проблема примыкает ко второй: необходимо усовершенствовать систему предупреждения столкновений. Здесь также необходимо развитие микроволновых технологий, которые позволили бы идентифицировать объекты и определять их размеры, в том числе на местности со сложным рельефом, а также помогли бы навигации в плохих погодных условиях.
Еще одна задача — создание надежной системы коммуникации и управления воздушным движением. Это требует, по сути, интеграции нынешней системы управления воздушным движением с системами управления беспилотниками, чтобы оператор имел возможность одновременно взаимодействовать с несколькими летательными аппаратами. В числе прочего положительное влияние на эти системы окажет развитие 5G-сетей с высокой скоростью передачи данных. Пятая проблема, которую предстоит решить,— контроль за уровнем шума и его снижение. Эта задача важна, так как не предполагается, что пассажиры летающего такси будут каждый раз надевать специальные наушники, как это происходит при полетах на вертолетах.
Аналитики Deloitte также подготовили рекомендации для компаний, разрабатывающих летающие такси, и всех игроков этого рынка.
Во-первых, им стоит обратиться к так называемым распределенным силовым установкам — речь идет о том, что летательный аппарат будет оснащен не двумя-четырьмя мощными двигателями, как нынешние самолеты, а большим количеством маленьких двигателей, распределенных вдоль крыла. По оценкам специалистов, это значительно снижает расход энергии при сопоставимой скорости и дальности полета, а следовательно, снижает и стоимость полетов. Во-вторых, Deloitte советует производителям инвестировать в технологии, необходимые для автономного перемещения транспортных средств в целом, например микроволновые технологии в радарах и сенсорах. В-третьих, необходимо широкое сотрудничество производителей летающих такси с создателями аккумуляторов для транспортных средств, университетами, исследовательскими лабораториями и др. Наконец, в-четвертых, по мнению Deloitte, производителям стоит инвестировать в технологии, необходимые для автоматизации, в первую очередь речь идет об искусственном интеллекте и машинном обучении.
Что касается России, то, по мнению руководителя группы по работе с клиентами транспортной отрасли Deloitte Дениса Похазникова, «развитие аэротакси в России помимо обычных барьеров будет сдерживаться отсутствием поддержки электротранспорта и его инфраструктуры, ведь все решения базируются на электродвигателях». «При этом Московский департамент транспорта не раз показывал развитие "на ступеньку вверх": например, платные парковки были внедрены сразу и без оплаты наличными, что, безусловно, можно рассматривать как успешный опыт реализации. Хочется верить, что инициатива, связанная с появлением аэротакси, будет также развиваться в положительном ключе»,— отмечает он.