Для водителей такси должны быть созданы цифровые профили, доступные как для агрегаторов, так и для пассажиров, вызывающих такси. Таким образом, информация о марке и номере машины может быть дополнена не только личными данными водителя, но и его «послужным списком» в качестве участника дорожного движения.
С таким предложением выступила член Общественной палаты РФ Елена Сутормина. Она намерена обсудить необходимость создания цифрового профиля водителя на Международном евразийском форуме «Такси», который начинает работу 8 августа, а затем передать предложение в Госдуму в качестве поправки в законопроект о такси. Документ сейчас готовится Комитетом палаты по транспорту и строительству к рассмотрению во втором чтении и может быть принят уже этой осенью.
Необходима единая позиция участников рынка
«В России сегодня работает порядка 700 тысяч водителей такси, при этом в теневом секторе - ещё более миллиона человек», — рассказала Елена Сутормина. Водительские удостоверения нелегалов за рулём невозможно проверить, что приводит к падению качества предоставляемых услуг, снижается безопасность перевозок и растёт число дорожных аварий с участием такси. «Закон о такси необходим», — делает вывод член ОП РФ. Основной целью документа, по её мнению, должно стать повышение прозрачности рынка таксомоторных перевозок, введение всех его участников в правовое поле. «Только таким образом мы сможем обеспечить безопасность пассажиров», — подчеркнула Елена Сутормина.
Наличие цифрового профиля таксиста предотвратит ситуации, когда за рулём таксомотора оказывается вовсе не тот человек, за которым автомобиль числится. «Нередки случаи, когда водители-мигранты передают машину товарищу «подзаработать», причём прав у этого человека может вовсе не оказаться», — пояснила Елена Сутормина.
Поправки в законопроект предлагают ввести единый стандарт работы такси, которые ужесточили бы ответственность агрегаторов за безопасность пассажиров, а также содержали бы новые методы цифрового контроля за работой водителей.
«Между тем консолидированная позиция между участниками рынка, руководством субъектов и Правительством в отношении таксомоторных перевозок пока достигнута далеко не по всем вопросам», — констатировал член Общественного совета Минтранса Кирилл Янков. Например, нет единства мнений по вопросу, кто будет решать, сколько выдавать лицензий на таксомоторную деятельность, - федеральный Центр или региональное руководство.
«Хотелось, чтобы в ходе дискуссий на Евразийском форуме «Такси» были бы найдены точки сближения, что значительно ускорит принятие закона о такси», — отметил эксперт.
Чтобы водитель не уснул
По данным ГИБДД, одна из наиболее распространённых причин аварий, в которых виноваты водители такси, — усталость водителей. Не секрет, что вместо положенных восьми часов таксисты в поисках заработка колесят по городу по 10-15 часов. Последствия такого режима работы печальные. Многим запомнился случай, когда прошлым летом автомобиль с шашечками въехал на тротуар прямо в центре города. Тогда только чудом удалось избежать массовых жертв. Оказалось, водитель не выпускал руль из рук в течение 18 часов и буквально уснул во время движения.
«Нас крайне заботит безопасность граждан, которые пользуются этим видом транспорта. Поэтому мы считаем, что создание системы цифрового профиля водителя в первую очередь поможет пассажирам понять, с каким водителем они едут, и реально оценивать собственные риски. Кстати, аналоги таких цифровых профилей на рынке скоро появятся. Сейчас такую программу внедряет крупнейший агрегатор таксомоторных перевозок «Яндекс. Такси», — отметила Елена Сутормина.
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилёв предлагает вовсе запретить работать в такси иностранным гражданам. «73 процента аварий, в которых виновны водители такси, происходят именно среди нелегалов: у 60 процентов нет лицензий вообще, у 13 процентов они были, но аннулированы», — приводит статистику депутат.
Эксперты выступают против столь радикальной инициативы. «Если гражданин находится на территории России на законных основаниях и у него есть разрешение на работу, то запрещать ему по национальному признаку работать в отрасли такси неправильно», — отмечает специалист по транспортному пассажирскому обслуживанию Богдан Коношенко. Елена Сутормина согласна с тем, что вопрос о работе мигрантов в такси злободневный. Однако действовать одними запретами здесь нельзя. «Необходимо помнить об уставе ЕАЭС, в котором говорится о свободном перемещении на евразийском пространстве товаров, услуг и рабочей силы. Мне кажется правильным решение об усилении ответственности агрегаторов за предоставление точной информации о водителе. Такая поправка в закон о такси также готовится», — сообщила она.
Справка
VII Международный Евразийский форум «Такси» пройдёт в Москве 8 и 9 августа при поддержке и участии Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, правительства Москвы, Общественной палаты Российской Федерации, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств.
В деловой программе форума планируется рассмотреть вопросы регулирования таксомоторного рынка на всех уровнях.