Сегодня наземный трафик становится все плотнее, и некоторые компании устремляют взоры в небо, стремясь заполнить его новыми видами транспорта. Фокус выбрал пятерку перспективных проектов автономных воздушных такси, которые должны заработать уже в скором будущем.
На слух словосочетание "автономное аэротакси" звучит слишком футуристично, но на самом деле ждать их осталось совсем недолго. Первые ласточки полетят уже в начале следующего десятилетия, и отвечать за это будут следующие компании.
Uber
Сервис Uber давно успел распространиться по миру и уже прописался более чем 70 странах, но теперь компании стало мало обычных дорог и она присматривается к небесным путям. Приступить к их освоению она рассчитывает уже в 2020-м году – тогда, согласно планам, должны начаться испытания летательных аппаратов, а запуск коммерческой услуги намечен на 2023-й.
Ради достижения этой цели Uber не стесняется привлекать к работе людей, обладающих опытом в авиационной отрасли. Например, в команду проекта Elevate, в рамках которого и ведутся работы над аэротакси, входит Марк Мур, ранее спроектировавший для NASA концепт летательного аппарата, способного взлетать и садиться вертикально. Именно такие машины и станут работать в будущей службе.
К слову, за их разработку отвечает не Uber, а 5 партнеров, в число которых входит, например, подконтрольная Boeing компания Aurora Flight Sciences. В январе разработанный ею летательный аппарат PAV (Passenger Air Vehicle) успешно прошел первые тесты в воздухе. В рамках испытаний он совершил вертикальный взлет, после чего ненадолго завис и приземлился. Кажется, что это немного, но всего год назад у Aurora была только идея.
Bell Nexus
Другой партнер Uber – компания Bell – тоже работает над летательным аппаратом, но пока отстает от "дочки" Boeing. На сегодняшний день у нее готова концептуальная модель Nexus, которая была презентована в начале года на выставке CES 2019.
Airbus
Пока Boeing помогает Uber, ее европейский конкурент Airbus тоже без дела не сидит. Совместно с Audi он работает над весьма оригинальным проектом под названием Pop.Up Next. Разработанный ими концепт состоит из пассажирской капсулы и пары транспортных модулей, один из которых предназначен для ее перевозки по воздуху, а второй – по земле.
Пока партнеры продемонстрировали работоспособность своего творения лишь при помощи модели, выполненной в масштабе 1:4, но Audi оптимистично полагает, что сервисы летающих такси могут появиться уже в следующем десятилетии.
Airbus Vahana
Pop.Up – не единственная попытка Airbus переосмыслить городской транспорт. Европейский авиагигант работает сразу над двумя моделями аэротакси, одна из которых называется Vahana, а вторая – CityAirbus. Обе должны обладать возможностью вертикального взлета и посадки, работать на электротяге и передвигаться в автономном режиме, но Vahana рассчитана на одного пассажира, а CityAirbus – на двух-четырех.
С первой Airbus пока продвинулась дальше. Vahana уже прошла через 50 тестовых полетов общей продолжительностью 5 часов. Предполагается, что к 2020-му году европейский авиастроитель покажет готовую к серийному производству модель. Что касается CityAirbus, то ему еще только предстоит совершить испытательный полет.
Volocopter
Запустить собственные службы аэротакси планируют не только крупные компании, но и молодые стартапы. Volocopter как раз из таких. Немецкой компании нет еще и 10 лет, но планы у нее самые что ни на есть грандиозные. Она разрабатывает собственный летательный аппарат под названием Volocopter 2X, который будет обладать возможностью вертикального взлета и посадки.
По задумке, он сможет брать на борт двух пассажиров и передвигаться в автономном режиме на расстояние до 27 километров при условии, что скорость будет составлять 70 км/ч. Максимальная продолжительность пребывания в воздухе – 27 минут при скорости 50 км/ч.
В то, что эта идея будет реализована, верят весьма авторитетные инвесторы, такие как Daimler и Intel. Верят в это и потенциальные клиенты. Например, в прошлом месяце администрация аэропорта Франкфурта-на-Майне договорилась с Volocopter о совместном запуске сервиса воздушных такси. А в прошлом году испытать летательные аппараты решила немецкая спасательная служба ADAC Luftrettung – она подумывает использовать их для перевозки пациентов.
Но и за пределами дома Volocopter нашел благодарную публику. Еще в 2017-м компания провела тестовые полеты 2X в Дубае, где власти хотят, чтобы к 2030-му четверть всего пассажиропотока в городе приходилось на беспилотные транспортные средства, в том числе и летающие. В этом году немецкий стартап проведет испытания своей разработки в Сингапуре.
Kitty Hawk
Многие предпочитают идти не столько за идеей, сколько за людьми. Приверженцы этой логики должны обратить особое внимание на компанию Kitty Hawk, названную в честь города, вблизи которого братья Райт совершили первый полет. Впрочем, примечателен Kitty Hawk совершенно другими именами. Во-первых, в его создание вложил средства один из основателей Google Ларри Пейдж, а во-вторых, сегодня его возглавляет Себастьян Трун – американский ученый, приложивший руку к созданию функции Street View в картах Google, а также автономного автомобиля Waymo.
Kitty Hawk Cora
Стартап, который поддерживают двое мастеров IT-мира, намерен создать собственный сервис летающих такси, который, по предварительным расчетам, появится на свет к 2022-му году. Впрочем, релиз на первом этапе будет ограничен территорией Новой Зеландии, где к 2050-му собираются полностью перейти на транспорт с нулевым уровнем выбросов, а будущая служба Kitty Hawk является частью этой амбициозной инициативы.
С местным правительством еще с прошлого года ведутся соответствующие переговоры, результатом которых должна стать сертификация аппарата. Он, к слову, уже существует. Речь идет о машине под названием Cora. Согласно проекту, она сможет транспортировать двух человек. Известно, что аппарат будет летать на высоте от 150 до 900 метров с максимальной скоростью 177 км/час, а одного заряда аккумуляторов должно хватить на 100 км пути.
Lilum
Транспортное средство немецкой компании Lilium куда шустрее и дальнобойнее. По крайней мере, по предварительным расчетам, модель под названием Jet сможет развивать скорость до 300 км/час и держаться на лету до 300 километров. Руководство компании даже имеет представление о том, в какую сумму обойдется поездка на таком такси – перелет из Манхэттена в аэропорт имени Джона Кеннеди будет стоить меньше 40 долларов.
Lilium
Но пока это расчеты и планы, а если говорить о более конкретных шагах, то сегодня у Lilium имеется договоренность с государственной компаний "Швейцарские федеральные железные дороги" (SBB) о совместной разработке воздушных такси. Но и это опять-таки только перспектива, которой к тому же не все рады. В швейцарском министерстве транспорта полагают, что лучше бы в SBB решила проблему с опозданием поездов.
Впрочем, это уже не дело Lilium. Ее задача построить летательный аппарат. Прототип у компании уже имеется, и свой первый тестовый полет он осуществил еще в 2017-м. Время у Lilium еще предостаточно – запускать сервис такси раньше 2025-го года она не планирует.