Сегодня на автомобили-такси уже никто не обращает внимания. Ну такси и есть такси – обычная серийная легковушка с «шашечками» или каким-нибудь брендом агрегатора на весь борт.
Но в долгой истории этих машин существовало множество невероятных и удивительных такси специальных конструкций, предлагавших пассажирам максимальное удобство и безопасность, а также лёгкое размещение багажа.
В Советском Союзе такси существовало с 1925 года. Поначалу это были иностранные легковушки, а после войны их основой без особых изменений становились практически все легковые машины – от хрупких Москвичей до представительских ЗИС-110, выполнявших междугородные рейсы.
Прекрасно сохранившийся Москвич-407Т, работавший в таксомоторной системе Ленинграда
Президентский лимузин ЗИС-110 мог возить товарища Сталина и простых советских людей
О них уже много сказано и написано, поэтому перейдем к такси-уникам.
Конкурс такси вместо войны
3 мая 1945 года, когда ещё не отгремели залпы Второй мировой, в Париже состоялся конкурс городских такси, над которыми энтузиасты тайно работали в военное время. Там были представлены работоспособные машины и макетные образцы, выполненные по редкой в те годы вагонной компоновке с продвинутым вперед двигателем, почти круговой обзорностью, распашными или сдвижными дверями пассажирских салонов.
Самый красивый участник конкурса — шестиместный вагончик Guilloré с металлическим кузовом и съемной крышей
Машина Escoffier инженера Жана Руссо со сдвижными дверями и съемной прозрачной крышей развивала 70 км/ч
Такая компоновка позволила создать компактные обтекаемые кузова увеличенной высоты с вместимостью до шести человек с багажом. Для сокращения массы на ряде машин применяли алюминий, лёгкие сплавы, пластиковые детали и панели.
Наиболее перспективным комиссия признала лёгкое и экономичное такси фирмы CGV (Compagnie Générale des Voitures) с алюминиевым кузовом, однолитровым моторчиком и трёхступенчатой коробкой передач, расходовавшее всего семь литров бензина на 100 километров.
Компактный вагончик CGV с распашными дверями весил 570 килограммов и расходовал семь литров бензина на 100 км
Звание самого революционного получил переднеприводный образец с отдельным салоном на трех-четырех пассажиров. Под полом кабины водителя помещался горизонтальный двухцилиндровый моторчик с трансмиссией. Для размещения багажа служили места рядом с водителем, у перегородки в салоне и в открытом кофре позади кузова.
Такси инженера Пьера Швоба уникальной компоновки с огороженным задним отсеком для «запаски» и пары чемоданов
Единственное такси Америки
Эта статья стала удачным поводом, чтобы рассказать об уникальных такси Checker («Чеккер»), которые выпускались, возили пассажиров и снимались в крутых боевиках только в Соединенных Штатах. Они считались олицетворением солидных, просторных, удобных и самых популярных такси Америки, которые уже в 1960-е стояли во главе всего таксомоторного бизнеса США.
В начале 50-х самым привлекательным такси Америки считался двухцветный седан Checker А6. 1953–1954 гг.
Истоки фирмы Checker ведут в Смоленск, где родился и изучал ремесло портного будущий крутой бизнесмен Морис Маркин. В 19 лет он эмигрировал в Америку, не зная ни слова по-английски, но был твердо уверен, что ему повезёт. И действительно, в 1921 году Маркину удалось по случаю приобрести обанкротившееся кузовное производство, переименованное в Markin Automobile Body. Затем он прикупил таксомоторную фирму Checker Taxi и переехал с ней в городок Каламазу, штат Мичиган. Там он основал корпорацию Checker Motors Corporation, которая уже в 1922-м выпускала простейшие такси марки Checker, в переводе «шахматная доска».
Как исключение лучший в США автомобиль-такси Checker возил VIP-персон по лазурному берегу Франции
По окончании Второй мировой войны в течение 37 лет Checker специализировался на выпуске массивных, прочных и простых седанов-такси. Почти всё это время на них монтировали шестицилиндровые двигатели Continental Red Seal образца 1939 года, механическую трёхступенчатую коробку передач, переднюю независимую подвеску и лонжеронную раму с Х-образной поперечиной.
Многочисленные собственные кузова, вмещавшие до восьми человек, имели яркую окраску, светящиеся фонари с надписью Taxi и оригинальные орнаменты из черно-белых шахматных лент («шашечек») на боковинах и на крыше.
Не отличавшийся особой элегантностью первый послевоенный автомобиль-такси Checker А2. 1948 год
В 1947-м первую послевоенную «тройку» возглавила 80-сильная модель А2 с задним трёхместным сиденьем и старомодной внешностью с огромными «надутыми» крыльями, к которой до середины 1950-х подсоединились версии А4 и А6 с разными облицовками передка.
Более строгое послевоенное такси Checker А4 с новой передней облицовкой и колёсной базой в 3,2 метра. 1950–1952 гг.
В 1956-м появилась переходная модель А8 со спрямлёнными формами и витиеватой облицовкой, на которой, помимо базового мотора, применялся вариант с верхнеклапанной головкой блока, позволивший довести мощность до 96 сил.
Яркий и броский Checker А8, послуживший основой будущих лучших в Америке такси. 1956–1958 гг.
Её прямой наследник А9 в конце 50-х продемонстрировал новый упрощенный и слегка громоздкий стиль «Чеккера»: массивный кузов понтонного типа с тремя рядами сидений, скромная облицовка радиатора и две пары круглых фар.
Пятиметровое такси А9 достигало скорости 120 км/ч и расходовало до 18 литров бензина на 100 км. 1959–1963 гг.
Типично американская трёхрядная планировка салона такси А9 для семи пассажиров и водителя. 1960 год.
Другими новинками стало увеличение мощности верхнеклапанного мотора до 122 л.с. и применение гидромеханической трансмиссии компании Borg-Warner. Эта конструкция и стиль почти без изменений сохранялись в течение 25 лет.
В 1963-м начался выпуск самого известного американского такси Checker А11, прервавшего относительно спокойную жизнь фирмы. Началось с того, что через год был прекращен выпуск мотора Red Seal, но из оставшихся деталей было решено продолжать его сборку, доведя мощность до 140 сил.
Вот оно, «лучшее такси Америки» – Checker А11 первого выпуска с хромированными бамперами. 1963–1974 гг.
Все последующие годы «Чеккер» занимался поисками новых мощных и экономичных силовых агрегатов, а вовсе не модернизацией быстро устаревавшей неповоротливой и неэкономичной, но крайне популярной машины.
В разные отрезки времени компании Checker и Chevrolet предлагали для такси А11 несколько версий рядных и V-образных агрегатов мощностью до 300 сил. С 1970-го применялась автоматическая трансмиссия корпорации General Motors. К другим новинкам относились передние дисковые тормоза, широкие алюминиевые бамперы, ремни безопасности и телескопическая рулевая колонка.
Checker А11 позднего выпуска с упрощенными и более прочными бамперами из крашеного алюминия. 1975–1982 гг.
Все эти усилия не спасли Checker: последняя машина этой марки сошла с конвейера в 1982-м.
Классика жанра непобедима: такси Великобритании
В послевоенной стране туманного Альбиона потихоньку велись работы по созданию новых такси-кэбов, полностью удовлетворявших самые нелепые требования пассажиров, нравы и обычаи островитян. Это были достаточно крупные машины черного цвета с высокими кузовами, позволявшими стоять в полный рост, задними мягкими креслами, двумя складными местами (страпонтенами) на перегородке и открытым отсеком для багажа, который перевозили буквально «на семи ветрах». К технологическим традициям относили ставку на покупные агрегаты, сборку одинаковых машин на разных фирмах и надпись Taxi над лобовым стеклом вместо привычных «шашечек».
Послевоенное чёрное лондонское такси Austin FX3 с традиционным открытым багажником
В 1947 году первой ласточкой стал старомодный автомобиль-такси Wolseley Oxford с верхнеклапанным 55-сильным мотором и цельнометаллическим кузовом с открытым левым проёмом для багажа и таксометра.
Первый послевоенный автомобиль-такси Wolseley Oxford с ограждённой со всех сторон кабиной водителя
Уже в 1948-м появился наследник Austin FX3 с 67-сильным двигателем и цельнометаллическим кузовом компании Carbodies, выпускавшийся с четырьмя распашными дверями, с левыми сдвижными или полностью открытыми багажными отделениями взамен дверей. В опытном порядке на нём монтировали тракторный дизель и автоматическую коробку передач. Машин FX3 было собрано свыше 12 тысяч.
Люксовый вариант такси Austin FX3 1952 года из автомобильной коллекции принца Монако Рэнье III
Салон «королевского» такси FX3 с кожаным сиденьем и подушечками не отличался особым богатством.
В феврале 1955 года начался выпуск малоизвестного шотландского такси-кэба Beardmore Paramount Mk VII, получавшего моторы от британских легковушек Ford и фирмы Perkins. Его особенностями были высокий обтекаемый и привлекательный алюминиевый кузов на стальном каркасе, рычаг переключения передач на рулевой колонке и таксометр на перегородке.
Особенности такси Beardmore – блестящий кузов и три торчащих из него чемодана.
Скромный интерьер автомобиля Beardmore Paramount Mk VII со страпонтеном на перегородке.
В последний раз на нём использовался открытый багажный отсек, на месте которого в 1965-м установили обычную дверь. На трех заводах собрали 650 такси седьмой серии.
Отреставрированный Beardmore Mk VII с пресловутыми чемоданами и таксометром в дверном проёме.
Следующий автомобиль-такси Austin FX4, с сентября 1958 года массово выпускавшийся компанией British Motor Corporation, превратился в очередной особый символ Лондона и стал своеобразной визитной карточкой британских городов, где их по-прежнему именовали кэбами. В удлиненном кузове фирмы Carbodies размещались два дивана и два откидных места на перегородке. Пространство между ними занимал багаж, а мелкие вещи можно было уложить рядом с водителем.
Оригинальный такси-кэб Austin FX4 развивал скорость 125 км/ч и расходовал до 10 литров топлива, 1962 год.
На первом варианте стоял прежний бензиновый мотор от модели FX3, новая автоматическая коробка передач Borg-Warner и мягкая пружинная подвеска. Впоследствии их сменили силовые агрегаты и трансмиссии от внедорожников.
Пятиметровый автомобиль-такси Austin FX4 у Букингемского дворца в Лондоне.
В 1982 году британская компания British Leyland, собиравшая такси Austin, передала свои права кузовной компании Carbodies. В результате родилась небольшая промышленная группа London Taxis International (LTI), выпускавшая эти машины под маркой LTI FX4. В общей сложности до 1997 года было собрано 75 тысяч такси серии FX4.
Неизменное такси Austin FX4 с кузовом Carbodies, получившее в 1982 году новую маркировку LTI FX4.
В 1968-1972 годах пассажиров развозил привлекательный такси-кэб Winchester Mk III одноименной фирмы со стеклопластиковым кузовом и подсветкой подножек. На первых порах на нём использовали 60-сильный газовый мотор от легковушки Ford Cortina и дизель Perkins, а на третьей версии установили дизельный вариант от фургонов Ford Transit. Их собрали всего 200 штук.
Редкое цельнопластиковое такси Winchester Mk III лондонской компании Winchester Automobiles Ltd.
В 1987-м на лондонские улицы вышло приземистое такси Metrocab, которое злые языки прозвали катафалком. Его главной особенностью был пластиковый кузов компании Metropolitan-Cammel-Weymann (MCW) с широкими дверями, приспособленный для перевозки инвалидов в колясках.
Прототип такси Metrocab образца 1987 года в коллекции Транспортного музея в Глазго.
На нём применяли дизели Ford Transit и Perkins мощностью 75 и 90 сил, механические или автоматические трансмиссии, усилители рулевого управления, дисковые тормоза и безопасную рулевую колонку. «Метрокэб» собирали две фирмы, которые до 2006 года изготовили 4,5 тысячи такси.
Автомобиль-такси Metrocab Mk II c дизелем Toyota и передними дисковыми тормозами. 1997 год.
Такси-кэб Metrocab, приобретенный в 1997 году ОАО «Москэб» для обслуживания аэропорта Шереметьево.
Обновленный вариант машины Metrocab с шестиместным кузовом и новым силовым агрегатом Ford Transit. 2005 год.
В октябре 1997-го на свет появился самый совершенный и привлекательный пятиместный такси-кэб TX1 повышенной комфортности, созданный компанией LTI. Его оснастили 80-сильным дизелем Nissan, четырехпозиционной автоматической коробкой передач и принципиально новым обтекаемым кузовом с широкими дверями и сиденьями. Машина развивала скорость 130 км/ч и расходовала девять литров топлива на 100 километров.
Эффектный лондонский автомобиль-такси LTI TX1 рядом с легендарной телефонной будкой. 1998 год.
В 2002–2006 годах в производстве находился вариант TXII (ТХ2) с английским 2,4-литровым дизелем Ford, прежней автоматической трансмиссией или новой механической пятиступенчатой коробкой передач.
Обновленный такси-кэб XXI века LTI TX2 с новыми чисто британскими силовыми агрегатами. 2005 год.
В 2007-м их сменил третий вариант TX4, отличавшийся от предыдущих прямоугольной решеткой радиатора, наличием подфарников и деталями интерьера.
На заглавной фотографии — Самый совершенный, удобный и привлекательный лондонский автомобиль-такси TX4