Таксисты возмущены действиями налоговой службы Латвии:

Один из самых уязвимых для коронавируса сервисов — такси. Владелец небольшой владеющей машинами компании Александр рассказал, как водители работают в пандемию. Их риски для здоровья намного выше, мер предосторожности надо принимать значительно больше, а количество заказов сократилось в 2-3 раза.

Сейчас Служба госдоходов настаивает на том, чтобы социальный налог платился со всего времени пребывания водителя за рулем такси — от включения до выключения приложения. Мы попросил разъяснений у министра финансов Латвии Яниса Рейрса.

По сведениям Автотранспортной дирекции, сегодня в стране зарегистрировано 7394 шоферов такси — это общее число: водители трафарированных машин и те, кто ездит с "белыми номерами", принимая заказы через приложения Bolt и Yandex. Коммерсантам, которые предоставляют услуги коммерческих перевозок (у них может быть одна машина, а может — больше ста), выдано 695 лицензий, а число лицензионных карточек, выданных на каждый легковой автомобиль — 313.

Как сообщили в Транспортном департаменте Рижской думы, лицензии для работы в Риге выданы 684 предприятиям перевозчиков, впрочем, из них многие на данный момент уже неактивны.

С редакцией связался один из таких предприятий-перевозчиков Александр, хозяин небольшой компании, которая владеет шестью машинами такси. Водители работают с приложениями Bolt и Yandex, через которые получают заказы. С последними только недавно уладили скандал с лишением лицензии в связи с тем, что компания не зарегистрировались в Автотранспортной дирекции, как это сделал Bolt. Регистрация означает полный доступ всех проверяющих институций к приложению. По рассказу Александра, с этого момента и началось жесткое давление на бизнес.

Как устроена работа таксистов?

"Мы даем водителю машину и официально оформляем его на работу в нашей фирме, выплачивая за него налоги вперед, как с минимальной зарплаты, — рассказал Александр. — Без этого мы бы не получили лицензии на фирму и дальнейшие лицензии от самоуправлений для работы на их территории, чтобы все было легально. Даже в хорошее время водитель должен сдавать недельный план по деньгам, из которых мы содержим и ремонтируем машины, покупаем лицензии и страховки, платим соцналог".

По словам Александра, по прежней формуле, чтобы заработать в месяц 700-800 евро на руки, водители должны были провести за рулем по 10-12 часов в сутки. За шесть дней в неделю (один выходной обязательно) брутто-выручка от клиентов — в среднем 600 евро. Из этих денег надо покрыть процент за услуги платформы, расходы на бензин, страховки на такси (цена на них сильно выше, чем на обычные авто), техосмотр (для такси — дважды в год), оплатить лицензии государству и самоуправлению и соцналог. Владельцу машины (в данном случае, мне) в итоге остается около 500 евро в месяц (часть уходит в налог на прибыль), а водителю — 600-800 евро в месяц на руки.

Таксисты возмущены действиями налоговой службы Латвии: "Мы не просим даже помогать — не мешайте!" - Такси Сервис

Чего хочет налоговая служба?

"Налоговая служба настаивает, что соцналог с минимальной зарплаты возможен лишь в случае, если водитель трудится 40 часов в неделю, — утверждает Александр. — По мнению государства, платить налоги надо со всего времени, которое водитель проводит за рулем — оно фиксируется в приложении. Но чтобы что-то заработать, таксист должен трудиться по 10-12 часов в сутки и шесть дней в неделю. Даже в "мирное" время водитель не возит людей все время, что в приложении. Значит, по мнению налоговой, надо добавить еще 700 евро налогов к тому, что уже платим. Задним числом.

Нам говорят: приложение было включено столько-то — плати. Мы объясняли им, что если приложение включено, это абсолютно необязательно, что человек в это время перевозит пассажиров. Но по их мнению, официальная зарплата у водителя должна быть полторы тысячи, из которых 700 евро пойдут на налоги. Откуда эти деньги брать? Этого они не сообщают. Такие суммы в принципе нереальны при сегодняшних ценах на услуги такси. По всем европейским нормам в этом бизнесе невозможно платить таких налогов — на них нельзя физически заработать. Тем более сейчас — число клиентов и так упало, сейчас точно не время поднимать цены".

Как отразилась чрезвычайная ситуация?

Во время чрезвычайной ситуации, утверждает Александр, количество заказов такси упало в 2-3 раза. При этом, если раньше у таксистов могло быть по 15-17 заказов за смену, то теперь — по 5-8 клиентов (эту информацию подтвердили и другие таксисты). Ждать в машине приходится по несколько часов. И не совсем понятно, что будет дальше. Александр переживает за судьбу коллектива — профессиональных шоферов, с которыми сотрудничает много лет: они не могут себе позволить остановиться на несколько месяцев и не работать. Но "налоговики" ничего не хотят слышать: устраивают выборочные проверки на фирме и требуют платить по новым формулам.

"Многие компании уже поставили машины на прикол — работать себе в убыток сейчас тоже непозволительно, — рассказывает Александр. — Лично знаю фирму на 170 машин, которая так и сделала. Мы говорим: не надо нам помогать — хотя бы не мешайте. Мы закупили шоферам дезинфекторы, перчатки. После каждого пассажира они стараются протирать ручки и дверцы. На переднее сидение мы уже никого не сажаем. Стекла между водителем и пассажирами у нас, как в Эстонии, не ставят, но делаем все, чтобы себя защитить и пассажиров уберечь. Конечно, водители переживают о своей безопасности, но работают и пытаются содержать свои семьи".

Руководитель другой фирмы Анна переживает, что заказов и так не много, а соцналог надо платить вперед. Вернут ли его, если всех жителей страны посадят на жесткий карантин, и заказов не будет совсем? "Уже сегодня, если эконом-классу удается взять до десяти клиентов за смену — это хорошо. Как правило, это короткие заказы по 2-3 евро — люди экономят, — рассказывает Анна. — Комфорт-класс вообще почти не заказывают — водители не хотят работать на таких машинах. Я позвонила в СГД, спросила, можно ли соцналог заплатить когда-то потом — они готовы сдвинуть срок лишь на месяц-другой, а как его потом отрабатывать?"

Александр утверждает, что свою долю за аренду автомашин снизил "уже почти до нуля", но совсем не брать денег с шоферов не может — надо оплачивать долю приложениям, лицензии, соцналог и тратиться на содержание и ремонт машины. "Среди моих таксистов есть и горячие ребята — они предлагают устроить митинг. Но какой митинг, если сейчас на карантине больше 50 собираться нельзя?"

Менеджер по работе с клиентами компании Vīlandes Associates, представляющей приложение Bolt, Криста Булдерберга подтвердила, что отмечен "существенный спад числа клиентов, поэтому сейчас компания работает, чтобы найти самые эффективные потенциальные механизмы поддержки для партнеров аппликации - шоферов Bolt".

Таксисты возмущены действиями налоговой службы Латвии: "Мы не просим даже помогать — не мешайте!" - Такси Сервис

Рейрс: поможем тем, кто платил налоги

В четверг были согласованы новые Правила Кабинета министров: на поддержку государства смогут претендовать предприятия, чьи доходы от хозяйственной деятельности в марте или апреле 2020 упали по крайней мере на 30% по сравнению с тем же месяцем 2019 года.

"Всем, кто работает в налоговых режимах и платят налоги, от государства будет безоговорочная помощь, — утверждает министр финансов Янис Рейрс. — Тем же, у кого есть задолженность, придется вступить в контакт со Службой госдоходов, чтобы разобраться с долгами или назначить сроки погашения задолженности. Только тогда будет оказываться помощь. Ведь деньги государства — это и есть налоги от предпринимателей и работников. Мы не можем у одних требовать платить налоги, а помощь оказывать другим. В первую очередь, помощь тем, у кого нет долгов. Однако, учитывая силу кризиса, мы разрешаем договориться с СГД о долгах, чтобы помочь предприятию и перенести выплаты на другие сроки. Об этом надо разговаривать и разговаривать".

"Хочу сразу напомнить, что наша помощь — это не добавка к зарплате, у кого она сократилась. Это помощь тем работникам, у кого работы не стало вообще — за простой. Если говорить о таксистах, то не будет так, что он трудится, а ему доплачивают, потому что клиентов стало мало. Чтобы получить помощь, бизнес должен быть закрыт. А если это не так, предприниматель может идти, например, в Altum, и просить кредит или идти в Службу госдоходов и просить отсрочки по налогам".

***

Александр никакой пользы от такой помощи государства не видит: на предложенные государством 75% от минимальной зарплаты (430 евро), с которой платились соцналоги, семью не прокормишь. "В такой ситуации лучше все же не помогать, а не мешать! Только так у нас есть шанс выжить, если, конечно, это цель государства", - считает он.

Источник