Первые инвестиции для своего проекта заказов такси Маркус Виллиг получил в 19 лет. Как говорят инвесторы, на них произвели впечатление его целеустремленность и харизматичность. Его компания Bolt получила €600 млн инвестиций от Sequoia Capital и других инвесторов и достигла оценки в €4 млрд. Что, кроме харизмы основателя, помогает компании привлекать все больше инвестиционных денег?
Чтобы запустить свой стартап, студент компьютерных наук Тартуского университета Маркус Виллиг бросил учебу и занял у родителей $5000. Когда в 2013 году он основал компанию Bolt (тогда она называлась Taxify), ему было 19 лет. А в 24 года он стал самым молодым основателем компании стоимостью более $1 млрд.
Маркус рассказывает, что на запуск агрегатора такси его вдохновил пример другой международной компании из Эстонии — Skype. Именно там работал старший брат Маркуса, 39-летний Мартин, а первыми инвесторами стартапа стали действующие и бывшие сотрудники Skype, бизнес-ангелы из Эстонии, США и Азии, в том числе основатель GPS-трекинговой платформы для кораблей Navirec Томас Бергман. Для старта Маркус Виллиг собрал $100 000 посевных инвестиций и получил грант от правительственного фонда Enterprise Estonia — €5000.
На тот момент в Таллине было 35 небольших таксопарков, и появившийся сервис, работавший одновременно на эстонском, русском и английском языках, оказался очень востребованным. Через три недели после запуска у приложения было уже 5600 пользователей, а к агрегатору подключились 100 водителей из Таллина и Тарту. Выручка Taxify росла в среднем на 55% ежемесячно.
Уже в 2014 году сервис такси начал получать крупные инвестиции и приступил к международной экспансии. Сооснователь и управляющий партнер фонда TMT Investments Артем Инютин объясняет, чем их привлек проект: «Нам с первой встречи очень понравился основатель Маркус Виллиг: он очень целеустремленный, харизматичный и настроенный на бизнес. Он был очень убедителен, несмотря на молодость. Проект был запущен в нескольких городах Балтии, и модель хорошо работала. Плюс оценка компании к тому моменту была более чем адекватна, это тоже повлияло на наше решение инвестировать».
На волне успеха в Эстонии сервис вышел в другие страны Прибалтики и Финляндию в первой половине 2014 года, а к 2015-му начал работать в Грузии, Польше и Белоруссии. Правда, в Белоруссии закрепиться не получилось — в 2017 году Маркус написал в своем Twitter, что Taxify там, «к сожалению, больше не работает. Может быть, в будущем». Будущее до сих пор не наступило.
К 2015 году Taxify стал самым популярным приложением для вызова такси в Восточной Европе и вышел на рынки нескольких стран Западной Европы и Африки. В 2016 году сервис Taxify пришел на Украину, начав с франчайзинговой модели, местной команды не было. В результате конкуренции со стороны Uber и первого украинского онлайн-сервиса вызова такси Uklon эстонский стартап не выдержал и ушел с украинского рынка. В августе 2017 года Didi Chuxing инвестировала в компанию неизвестную сумму, которую компания использовала для выхода в Лондон. Но совсем скоро работу сервиса заблокировало госагентство Transport for London по просьбе профсоюза транспортных работников, пожаловавшихся, что Taxify работает без лицензии. Влезать в проблемы, связанные с законодательным регулированием, стартапу было неинтересно.
В декабре 2017 года сервис заработал в крупнейших городах Австралии. Taxify заходил на рынки, где агрегаторы уже были, и пытался одержать над ними верх, максимально снижая цены на поездки и комиссию для водителей. В некоторых регионах в Африке такие ценовые войны вылились в реальные побоища между таксистами старой школы и водителями Taxify.
Тем не менее, активная экспансия помогла привлечь новый инвестиционный раунд. В 2018 компания получила $175 млн, среди инвесторов были Daimler и Didi Chuxing — один из крупнейших глобальных игроков на рынке каршеринга и агрегации услуг такси. Так компания стала «единорогом», а Маркус Виллиг — самым молодым в Европе основателем такой компании, а также вошел в европейский рейтинг «30 до 30» Forbes. Штаб-квартира Bolt находится в Эстонии, в компании много разработчиков и датасайентистов из России. Еще два девелоперских хаба компании находятся в Бухаресте и Польше.
В 2018 году выручка агрегатора достигла €79,7 млн, но убыток составил €61 млн — деньги вкладывали в развитие. Компания открыла сервис аренды электрических самокатов в Париже, аренду мотоциклов в Африке, через год запустила сервис доставки еды в Эстонии, Финляндии и Южной Африке. Чем больше разрасталась компания, тем сложнее ей было бороться с конкуренцией на растущем рынке сервисов такси. В 2019 году компания решила провести ребрендинг, чтобы не ассоциироваться исключительно с перевозками, и сменила название на Bolt («молния» в переводе с эстонского).
Компания с новым именем вернулась в Лондон, параллельно запустившись в Париже, Лиссабоне и Санкт-Петербурге. Главными инструментами борьбы с конкурентами по-прежнему оставались снижение цен и комиссий. На пике своего развития в Петербурге сервис насчитывал более 3000 партнеров (водителей со статусом ИП и автопарков), но уже в декабре 2019-го активность пошла на спад. Летом 2021 года сервисы аренды самокатов Bolt оказались в числе тех, где проходили обыски в связи с проблемами с безопасностью.
На запросы Forbes PR-менеджер компании Bolt в странах Центральной и Восточной Европы Карин Касе ответила, что в данный момент компания находится в процессе реструктуризации российского бизнеса.
Руководитель центра компетенций АНО «Международный Евразийский форум «Такси» Станислав Швагерус отмечает: «За время работы в России Bolt особой доли рынка не захватил. Эксперты предполагали, что выход Bolt будет началом экспансии сервиса Didi, но в итоге Didi вышел на рынок самостоятельно. Перспектив по увеличению доли рынка практически нет, поскольку конкуренция в некоторых городах уже сложилась».
Однако и без захвата российского рынка Bolt сумел вырасти достаточно, чтобы в начале 2020 года войти в ежегодный рейтинг 1000 самых быстрорастущих компаний Европы от Financial Times. По данным составителей рейтинга, совокупный среднегодовой темп роста Bolt с 2015 по 2018 годы составил 407,4%.
Прошлой весной во время локдауна стартап получил финансовую помощь от эстонского правительства, чтобы покрыть расходы на содержание 500 сотрудников в Эстонии. Виллиг называет этот эпизод самым серьезным кризисом в истории компании, но утверждает, что сейчас она полностью оправилась. В мае 2020 года Bolt привлек еще €100 млн от инвестиционной компании из Великобритании Naya Capital Management, после чего оценка компании выросла до €1,7 млрд. В декабре 2020-го Bolt привлек $182 млн на запуск программы для распознавания лиц водителей и предотвращения аварий с помощью искусственного интеллекта, но оценку не раскрывал.
Другие инвесторы агрегатора — фонд TMT Investments, венчурный фонд Korelya Capital и бизнесмен Таавет Хайнрикус, один из основателей платежного сервиса TransferWise. В раунде инвестиций, который состоялся в августе 2021 года, поучаствовал в том числе крупный фонд Sequoia Capital — инвестор Apple, Google и Instagram, а также фонд G Squared — инвестор Airbnb и Alibaba Group. Bolt планирует тратить деньги на развитие нового направления — доставки продуктов Bolt Market в 10 европейских странах: в Балтии и Центральной Европе, в Швеции, Португалии, Хорватии и Румынии.
Артем Инютин видит будущее Bolt в диверсификации услуг. Сейчас приложение эстонской компании позволяет не просто вызвать такси — там можно арендовать мотоциклы, скутеры и велосипеды. А к доставке еды из ресторанов и магазинов добавился сервис Bolt Market, который доставляет продукты за 15 минут.
Инютин отмечает, что с точки зрения географии сервису выгоднее увеличивать долю на рынках, где они уже сильны, например в странах Европы и Африки: «Первый рынок обладает огромными финансами, второй очень быстро растет. По словам Виллига, чтобы усилить позиции, компании понадобятся миллиарды долларов. В этом случае компания сможет стать глобальным игроком».
Bolt не боится конкуренции с Uber. Во-первых, Uber был первым на рынке: он образовывал пользователей и фактически создавал этот рынок заново, а выход на рынок ему стоил дорого. Выйти на уже существующий рынок стоит дешевле. Инютин также считает, что у Bolt более эффективные технологии: «Соотношение затраченных бюджетов к заработанным деньгам в Bolt лучше, чем у Uber. К тому же Uber сильно не повезло с отстранением от работы Каланика, который был эффективен, в чем бы его ни обвиняли».
У Bolt проблем с лидером компании пока не возникало — о Маркусе Виллиге охотно пишут в мировой прессе. Вдохновляющие истории о студенте-недоучке, создавшем крупную и успешную компанию, не успели надоесть журналистам. Но Виллиг ими не ограничивается — в интервью Business Insider, например, он рассказывал, как здоровый сон и ежедневные прогулки по пять километров помогают ему эффективно работать 12 часов в сутки.
Инвесторы тоже в него верят. Стратегический директор TMT Investment Герман Каплун считает, что компания в любой момент может стать прибыльной: «Маржинальность Bolt существенно лучше Uber, так как первому легче и нет задачи тратиться на любые инициативы вроде разработки беспилотных авто и летающих машин. Когда рост станет 20%, тогда начнет расти прибыль».
Тем временем Маркус Виллиг планирует привлекать еще больше инвестиций в течение следующих нескольких лет, поскольку Bolt стремится стать «суперприложением» с множеством сервисов для различных отраслей. «Мы понимаем, что для того, чтобы ускориться в этой области, нам в ближайшие годы понадобятся миллиарды. В противном случае мы будем слишком медленно продвигаться к осуществлению нашей миссии», — говорит он.