Жители Вашингтона вот уже 30 лет ездят в такси по фиксированным ценам. Их определяет специальная комиссия при городской мэрии.
Подобной практикой американцы довольны - однако и здесь не обходится без проблем. Наш корреспондент Александр Панов убедился, что и в американской столице полностью избавиться от "бомбил-частников" пока не удалось.
Небольшой офис на юго-востоке американской столицы. Здесь устанавливают единые тарифы для водителей такси, кебов и лимузинов, принимают плату за лицензию и штрафы.
Комиссию по такси округа Колумбия в прошлом году возглавил Рон Линтон, в прошлом, помощник шефа вашингтонской полиции. На 620 тысяч населения, проживающего в городских пределах Вашингтона, приходится 6500 такси, которые обслуживает 8500 водителей: кто-то нанимается в одну из 116 компаний по перевозке, а кто-то является владельцем машины, кто-то берет такси в аренду. Плата за лицензию: от 125 до 475 долларов в год.
Рон Линтон, председатель комиссии по такси округа Колумбия:
- До моего назначения тарифы не менялись 4 года, в этом году мы ввели новые расценки, предварительно подсчитав, сколько в среднем делает поездок один водитель, сколько получает, а также уровень зарплат в округе Колумбия, пытаясь добиться справедливого баланса: чтобы и водитель с владельцем такси могли зарабатывать, и такси оставалось доступным для вашингтонцев.
В ближайшие 5 лет запланирована полная модернизация таксопарка - будет запрещено ездить на автомобилях старше 7 лет, больше станет гибридных автомобилей.
Рон Линтон, председатель комиссии по такси округа Колумбия:
- Начальная оплата, когда вы только садитесь, и включается счетчик - 3 доллара, затем вы платите 2 доллара 16 центов за каждую милю, учитывается фактор времени - 25 долларов за один час. В пробке каждая миля обойдется вам дороже на 30-40 центов. Если таксист поможет с багажом, платите дополнительно.
Александр Панов, корреспондент:
- Мэра Вашингтона не устраивало, что пассажиры часто жалуются на грубость водителей, на плохое знание улиц и английского языка.
52-летний пакистанец Мохаммад Казим крутит баранку в Вашингтоне 20-й год, но говорит по-английски до сих пор плохо. Работать приходится по 5-6 дней в неделю по 10-12 часов, а заработки очень разнятся: в сезон отпусков шофер зарабатывает меньше 50 долларов в день, а так обычно - 100-150 долларов.
Мохаммад Казим, водитель такси:
- Я работаю много, чтобы 2 сына смогли выучиться в колледже и получить хорошую работу.
Кстати, дед начальника вашингтонских такси Линтона в 1888-м году эмигрировал в Америку из Москвы.
За последние 30 лет национальный состав вашингтонских таксистов полностью изменился. Афроамериканцев заменили эфиопы, пакистанцы, афганцы, иранцы. А вот китайцы в таксисты не идут.
"Частный извоз" здесь встречается редко. Водители без лицензии стараются маскировать машины под такси, но без счетчиков. Их называют "цыганские кебы".
Подходят к клиентам на автовокзалах или в бедных районах подвозят домохозяек из супермаркетов. Вашингтонцы не рискуют садиться в частную машину к незнакомцу. Центр