Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере таксомоторных перевозок при московском УФАС выступил против разработанной мэрией концепции развития столичного такси. Об этом сообщается в протоколе заседания совета (есть в распоряжении «Известий»). В частности, совет не поддержал введения лицензирования таксомоторных перевозок, единых тарифов и создания единой городской диспетчерской.
Напомним, департамент транспорта планировал в 2013 году разделить все такси на два типа — стандартное и премиальное. Стандартное — по типу «желтого такси» в Нью-Йорке — должно брать пассажиров «от бордюра» и работать по единым тарифам (первый километр — 100 рублей, дальше — 30 рублей за 1 км). Такси премиального типа должно работать только по вызову и использовать машины бизнес-класса. Кроме того, департамент предлагал вернуть лицензирование такси (сегодня перевозчикам выдают разрешения — бесплатные, в отличие от лицензий).
По мнению экспертного совета при УФАС, «существующая разрешительная процедура в полной мере отражает интересы рынка», а введение лицензирования может привести к недостатку такси в городе. Не поддержал совет и введение дополнительных требований к водителям — экзамен на владение русским языком и знание города. «Профессиональный уровень водителей является конкурентным инструментом и не нуждается в дополнительном регулировании со стороны государства», — отмечается в протоколе.
Московское УФАС и эксперты также выступили против разделения такси на классы и ограничения модельного ряда для стандартного типа перевозчиков. Департамент транспорта предлагал им всего восемь моделей: Lada Largus, Renault Logan, Renault Sandero, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Chevrolet Aveo, Ford Focus 3.
По мнению совета, введение дополнительных требований может привести «к необоснованному ограничению конкуренции». По той же причине были отклонены и единые тарифы, как минимальные расценки на перевозку «от бордюра», так и максимальные — на поездки к вокзалам и аэропортам. Совет выступил и против создания единой городской диспетчерской, распределяющей заказы между таксистами. По мнению экспертов, городская диспетчерская нужна только для приема жалоб и информирования пассажиров.
Напомним, департамент транспорта обнародовал концепцию развития столичного такси в июле 2012 года. Этот документ сразу же заинтересовал антимонопольное ведомство. В августе московское УФАС создало экспертный совет для обсуждения концепции. В него вошли представители антимонопольного органа (в том числе глава УФАС Рачик Петросян), представители департамента транспорта, руководители крупных таксомоторных организаций и транспортных объединений.
Как рассказали в пресс-службе столичного УФАС, отрицательный отзыв экспертного совета не означает, что мэрия не сможет реализовать свою концепцию. «Вместе с тем полагаем, что позиция, сформированная экспертным советом, будет учтена департаментом транспорта», — отметили в управлении.
Член экспертного совета, генеральный директор ООО «Евротранссервис» («Формула такси») Богдан Коношенко подчеркнул, что бизнес явно продемонстрировал чиновникам свое неприятие кардинальных изменений на рынке. По его словам, пока сложно делать прогнозы по поводу реализации концепции, но если она в нынешнем виде превратится в законопроект, антимонопольные органы должны выступить против него.
— Самое важное в развитии таксомоторных перевозок сейчас — это борьба с нелегалами. Проблему было бы проще решить, если бы власти поставили легальные компании в более выгодные условия, например дали бы им доступ к выделенным линиям общественного транспорта, — пояснил Коношенко. Между тем пока решения по этому вопросу нет.
Сопредседатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков также отметил, что цивилизованного рынка такси с едиными минимальными тарифами не может быть, пока властям не удастся победить «бомбил». Эксперт добавил, что департамент транспорта разрабатывал свою концепцию без участия бизнеса, но в последнее время начинает прислушиваться к мнению рынка и обещает доработать документ.
В департаменте транспорта рассказали, что ведомство ведет активный диалог с антимонопольным ведомством и советуется «по всем острым моментам».
— ФАС принимает участие в совещаниях рабочей группы по такси. ФАС никогда не выступала против готовящейся концепции такси, — пояснила пресс-секретарь департамента транспорта Жанна Терехова. — Мы благодарны ФАС за помощь и консультации. Известия