Как водителю понять, какое требование работника Госатоинспекции законно, а какое — нет. ОСТАНОВКА БЕЗ ЯВНОЙ ПРИЧИНЫ. Любимое занятие инспекторов ГАИ — остановить авто и сразу же попросить предъявить права и техпаспорт.
Например, в этом году по дороге в Крым меня попросили показать документы 5 раз при проезде КПП. Пойдя на принцип, я ни разу не показал ни одного документа — в ответ на просьбу инспектора сразу спросил: «назовите причину остановки». Практически во всех случаях гаишники рассказывали, что такое же авто находится в розыске (универсальный предлог), но на ответную просьбу показать ориентировку на такую же автомобиль замолкали и молча отходили.
Фантазию проявил только сотрудник ГАИ уже в самом Крыму — заявил, что они проводят спецоперацию «маячок» (ищут незаконно установленные спецсигналы). Однако на требование указать признаки незаконно установленных спецсигналов в письменном виде также быстро ретировался.
О чем говорит закон. Согласно Закону Украины «Про милицию», сотрудник милиции имеет право остановить авто только в случае нарушения ПДД, наличия признаков, свидетельствующих о технеисправности авто либо о том, что машина побывала в ДТП.
Кроме того, при наличии данных о пребывании авто в розыске. При этом в законе четко указано, что милиционер обязан указать суть правонарушения. Если формулировка размыта, спокойно можно и нужно жаловаться — остановка «просто так» считается превышением власти и служебных полномочий.
НА ШТРАФПЛОЩАДКУ МОЖНО НЕ ЕХАТЬ. Часто после того, как водителя обвинили в нетрезвом вождении, гаишники предлагают ехать вместе с ними на штрафплощадку. Забрать оттуда автомобиль потом дорого — за каждый день простоя просят от 80 до 260 грн за сутки (в зависимости от региона и аппетитов владельцев площадки). Многие водители не знают, что такую «просьбу» можно не выполнять.
О чем говорит закон. Если даже водителя признали пьяным, автомобиль, согласно ст. 265-2 КУАП, блокируется спецсредством. Доставка на штрафплощадку осуществляется только если авто существенно (!) мешает дорожному движению. То есть ключи можно не отдавать, а просто закрыть машину. Если забирают силой — звонить 102.
ОБВИНЕНИЯ В НЕТРЕЗВОЙ ЕЗДЕ. После остановки для «проверки документов» любимая фраза гаишников «Пили? А ну дыхните». Отметим, что ни один нормативно-правовой акт «дышать» на инспектора водителя не обязывает. Адвокат Владимир Караваев советует в этом случае отвечать «дышать я буду на жену», однако отказаться можно и вежливо, сославшись, что этого вы не хотите. Можно при этом не отдать свои права гаишнику в руки — согласно законодательству и ПДД, достаточно предьявить документы (например, показать через стекло). Также закон не требует от водителя выходить из машины.
О чем говорит закон. Прежде чем предпринимать по отношению к водителю какие-либо действия, инспектор обязан предложить водителю в присутствии двух свидетелей пройти осмотр с использованием алкотестера. По факту проверки сразу составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения. После этого инспектор должен показать документы на прибор (свидетельство о госрегистрации и проверке) и, распечатав одноразовый «мундштук», попросить водителя продуть трубку. Если результат меньше 0,2 промилле, инспектор пишет об этом в протоколе со ссылкой на прибор и отпускает водителя.
В случае, когда результат больше 0,2 промилле, инспектор должен спросить у водителя, согласен ли он с результатами. Если «да», то протокол передают в суд, водителя отпускают. Если «нет», то в протоколе ничего не указывают, а водителя везут на машине ГАИ в медучреждение. И только там врач-нарколог выносит вердикт.
Интересно, что если врач считает, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если водитель пьян, протокол также передают в суд, где принимают решение о наказании.
ПРОВЕРКА МАШИНЫ НА ДОРОГЕ. Техосмотры, как известно отменили. Однако время от времени инспектора ГАИ после остановки автомобилей «находят» техническую неисправность и сообщают, что «запрещают эксплуатацию автомобиля».
О чем говорит закон. Проводить такую проверку и запрещать движение автомобиля сотрудники ГАИ имеют право. Но только в исключительных сучаях, которые прописаны в п. 31.6 ПДД. Согласно ему, водители не имеют права продолжать движение, если у них: во-первых, неисправны тормоза или рулевое управление, во-вторых, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных огней, в-третьих, если во время дождя или снегопада не включены стеклоочистители со стороны руля.
Сотрудник ГАИ имеет право выявить дефекты авто по внешним признакам. Их немного: если на автомобиле не работает левая фара в режиме ближнего света, лобовое стекло покрыто трещинами, нет зеркала заднего вида, из выхлопной трубы идет черный дым либо отсутствуют предусмотренные кузовные детали.
В таких случаях инспектор обязан остановить автомобиль, заблокировать авто и составить протокол. Но решение о наказании принимает суд (штраф составляет 340—850 грн). То есть инспектор должен прикрепить к протоколу доказательства, полученные с помощью сертифицированного оборудования. Во всех остальных случаях проверка будет считаться превышением полномочий.
ЕЗДА НА КРАСНЫХ НОМЕРАХ. Те автовладельцы, которые хотят продать автомобиль и уже сняли его с учета, либо только-только купили его, ездят на временных номерах (транзитах) красного цвета. Знаю, что такие автомобили гаишники любят тормозить особенно часто. И стоит автолюбителю просрочить положенный постановлением Кабмина двухмесячный срок для регистрации авто — тут же водителю сообщают, что его автомобиль сейчас заберут на штрафплощадку.
О чем говорит закон. Никакого штрафа за «езду на транзитах» законодательством Украины не предусмотрено. Существует лишь ответственность за езду на незарегистрированном автомобиле, но это не штрафплощадка, а, согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, штраф в размере от 170 до 255 грн, а за повторную просрочку — до 510 грн. При этом нужно знать, что водитель может продлить просроченный срок для регистрации автомобиля в случае предоставления документов, подтверждающих отсутствие возможности своевременного ее проведения (болезнь, командировка владельца ТС или другие уважительные причины).
Частный случай — езда гражданина Украины на нерастаможенном авто с иностранными номерами. Гаишники также сразу требуют документы с таможни, а также угрожают забрать такую машину.
Однако в ст. 16 Закона «О дорожном движении» прописана обязанность водителя предъявлять сотруднику милиции только водительское удостоверение и регистрационный документ на транспортное средство (на любого собственника, в том числе иностранца). Требовать же документы с таможни сотрудник ГАИ не имеет никакого права, как и забирать машину.
ЧУЖАЯ СКОРОСТЬ. В этом году у меня было два случая, когда инспектора ГАИ останавливали автомобиль якобы за превышение скорости, хотя быстрее 80 км в час я не ехал. Однако выслушав мои аргументы, инспектора оба раза меня отпускали без штрафа.
Каким образом?
Сразу отмечу, что какого-либо резона у сотрудников ГАИ обвинять в превышении скорости «просто так» нет — нарушителей хватает и без этого. Однако многочисленные тесты и эксперименты показали, что принятые на вооружение ГАИ радары способны допускать технические ошибки.
1 Скорость соседа. Ошибка возникает в том случае, если в момент измерения ваш автомобиль догонял другой, отражающая поверхность которого больше, чем у вашего. Например, вы едете на малолитражке, а вас обгоняет внедорожник — прибор спокойно может показать его скорость.
2 Темно. Ситуация усугубляется в темное время суток — прибор с фотофиксацией (например, «Визир») делает ночью размытые снимки, и какой там изображен автомобиль, непонятно. Как неясно и то, в какую сторону вообще инспектор направил радар.
О чем говорит закон. Если вы уверены, что скорость не ваша, заявите инспектору о том, что вы просите перенести рассмотрение дела. В ст. 268 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к админответственности, на юрпомощь. На месте это сделать невозможно, а значит, инспектор составляет протокол, но не постановление. Вы же через несколько дней можете подойти к начальнику подразделения ГАИ, рассказать, как было дело, и просить отмены протокола — это удавалось и мне, и трем моим знакомым. Сегодня