Депутаты снова предложили штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч, вернуть «письма счастья» и ужесточить наказания за другие нарушения. На сайте Рады появился законопроект №1125, предлагающий значительно ужесточить ответственность за нарушение Правил дорожного движения (ПДД).
Но в отличие от 2008 года, когда фактически просто повысили штрафы, не изменив при этом самого законодательства, в этот раз авторы законопроекта, депутаты Владимир Олийнык и Владимир Малышев, прописали целый комплекс изменений, которые касаются не только водителей, но и дорожных служб, рекламных, страховых и транспортных компаний. По словам замглавы фракции ПР в Раде Михаила Чечетова, этот закон очень нужен, а потому шансы пройти у него очень высоки. Сегодня проанализировала то, как изменится жизнь водителей в том случае, если закон примут.
Скоростной режим и штрафы. Абсолютно все водители Украины будут вынуждены снизить скорость — если ответственность за превышение скорости наступает в случае, если водитель превысил разрешенный лимит более чем на 20 км, то после принятия изменений в законодательство инспектора ГАИ получат право составлять протокол о нарушении ПДД, если водитель превысил скорость на10 кмв час. Например, если сейчас по городу в основном ездят со скоростью 70—80 км/час, то в будущем скоростной режим снизится до 65—70 км/час. Иначе штраф за превышение составит 250—340 грн. За превышение на 20 км/час предлагают брать 340—510 грн, на 30 км/час – 510—680 грн, на 50 км/час — 680—850 грн.
За регулярные нарушения водителя могут лишить прав на срок до 10 лет.
На такую же сумму предлагают штрафовать водителей за несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, правил начала движения, остановки и стоянки, а также нарушение правил проезда пешеходных переходов и движение по тротуару. Например, штраф нужно будет заплатить даже в том случае, если в начале движения водитель не включил левый поворот.
Аварийная ситуация. В предлагаемой редакции Кодекса Украины об админправонарушениях (КУАП) ужесточили ответственность за создание аварийной обстановки (сейчас штраф — 680 грн, а хотят увеличить до 850). Но самое главное — конкретизировали, в каких случаях она наступает. В частности, инспектор должен теперь в качестве доказательств предоставить фактические данные: пояснения потерпевшего, свидетелей, а также показания технических средств фото- и видеофиксации. В особо опасных случаях наказание может быть ужесточено — до лишения водителя прав на срок от 6 месяцев до года.
Последствия ДТП. Даже мелкая авария может повлечь для водителя серьезные последствия. В частности, если в результате столкновения есть потерпевший с легкими телесными повреждениями (например, синяк или ушиб), водителя либо оштрафуют на 2550—3400 грн, либо лишат прав на 1—2 года, либо арестуют на 7—10 суток. Но есть и лазейка — если водитель договорится с потерпевшим и они оформят аварию с помощью европротокола (без вызова ГАИ), админответственность не наступает.
Экология. Еще одно нововведение — ответственность за управление «чадящей» машиной. Так, инспектора ГАИ получат возможность проверять уровень выхлопных газов, и если он не соответствует нормам, водителя авто с двигателем объемом до2,4 л оштрафуют на 510—850 грн, а более мощной машины (с мотором больше 2,4 литра) — на 850—1190 грн.
Сейчас ответственности фактически нет, зато на дорогах промышляют есть лже-инспекторы, которые заставляют водителей покупать экологические карточки.
Перевозка детей. Сегодня штрафных санкций за перевозку детей без специального автокресла нет. А вот в новой версии КУАП они, похоже, появятся. Так, нардепы предлагают добавить статью 121-3 — штраф за перевозку без автокресла детей, рост которых меньше145 смлибо возраст которых меньше 12 лет, составит 340—425 гривен.
Права. Если сегодня за езду без прав, предусмотрен штраф лишь 510 грн, то в новой версии законодательства предлагают наказывать за это 1700—4250 грн. Если лишили прав, а водитель продолжает ездить, штраф составит 4250—5950 грн. В том числе предусмотрен админарест на 7—15 суток с оплачиваемой либо безоплатной конфискацией авто.
Запретят мобилки и «ксивы»
Изменения в статью 16 Закона Украины Про дорожное движение расширяет список обязанностей водителя транспортного средства. Теперь туда добавили запрет «использования средств связи, которые не позволяют общаться без помощи рук» — речь идет о мобильных телефонах без системы Свободные руки. Кроме того, в этой же статье хотят запретить водителю транспортного средства во время проверки сотрудником ГАИ документов предъявлять удостоверения (пропуска), выданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также документы, которые указывают на членство в объединениях граждан, и какие-либо другие документы, не предусмотренные законодательством.
Пункт позволяет инспектору оставаться объективным во время составления протокола, но вот только ответственности за его невыполнение нет никакой.
Дорога и реклама
Законопроект содержит не только плохие для водителя новости. В частности, предлагается внести изменения в Закон Украины Про дорожное движение, согласно которым владельцы дорог обязаны немедленно восстанавливать дорожные знаки, табло, разметку, светофоры, а также другие средства для организации и регулирования дорожного движения.
Также в статью 140 КУАП хотят добавить пункт о том, что без согласования с ГАИ нельзя устанавливать рекламоносители, проводить ремонт дорог, размещать переносные торговые пункты, а также торговать у дорог. Кроме того, в статье 188-28 Кодекса предусмотрен штраф за то, что предписания ГАИ о ликвидации нарушений правил, норм и стандартов не выполняются. Проще говоря, яму не залатали, а светофор не подчинили. Размер штрафа — 680—1020 для граждан и 1700—2550 грн для предпринимателей и должностных лиц. Сегодня такой штраф тоже есть, но размеры его намного меньше — 255—340 грн.
Внешний вид машины
Нынешним законодательством не запрещено наносить на автомобиль цветную пленку любой расцветки и вида. В предлагаемых изменениях депутаты вводят статью 122-6 КУАП, согласно которой вводится штраф за пленку в размере 850—1020 грн.
Также это изменение касается и водителей автомобилей такси, работающих без лицензии — указанный штраф им будет нужно заплатить за незаконно установленную «шашечку», либо наклейку, намекающую на то, что это автомобиль такси.
Кроме того, изменениями в статью 18 Закона Украины О рекламе запрещается использовать автомобиль в качестве специализированной рекламной конструкции. Там же появился и пункт, в котором сказано, что реклама на автомобиле «не должна создавать угрозы безопасности дорожному движению». То есть если на крышу авто, например, поставили рекламный щит (некоторые украинские водители так подрабатывают) и он упадет, водитель будет нести за это материальную ответственность, а ГАИ может запретить движение машины.
Судьба эвакуаторов
Нардепы предлагают внести изменения и в ст. 265-2 КУАП (временное задержание транспортных средств). И новая, и старая редакция дают исключительный перечень случаев, которые позволяют инспектору ГАИ временно задержать транспортное средство путем блокировки колес или доставки его на специальную площадку с помощью эвакуатора.
Но кроме этого законодатель добавил в указанную статью то, что задержать (в том числе и с помощью эвакуатора) автомобиль инспектор может на основании частей первой и третьей статьи 122 КУАП — то есть за неправильную парковку. Из опыта предыдущих лет можно предположить, что после того как законопроект будет принят в такой редакции, «охотники за автомобилями» вновь вернутся на улицы крупных городов. Кроме того, вернутся и парковщики с блокираторами. Правда, эвакуация осуществляется только в том случае, если временно задержанный автомобиль существенно препятствует дорожному движению. Но можно всегда обвинить водителя в том, что из-за неправильной парковки авто спровоцировало пробку.
Очень важная деталь: не указано точно, на какую именно — государственную или частную — площадку везут автомобиль за нарушение ПДД. Нет упоминания о государственных штрафплощадках ГАИ и в новой служебной инструкции.
Штрафы загонят в базу
Сегодня единой базы данных, в которой бы хранилась вся информация о водителях (информация о правах, уплате штрафов, история ДТП и так далее) ни у ГАИ, ни у МВД нет. В результате мы имеем автомобили-двойники (угнанные и с поддельными техпаспортами), поддельные или незаконно выданные права, полную неразбериху в вопросе уплаты штрафов (очень часто водитель заплатил, но у исполнительной службы этой информации нет, и водителя затем обвиняют в неуплате, а машину объявляют в розыск).
Законопроект предусматривает изменения в статью 52-1, согласно которой предполагается создание Национальной информационной системы, куда и будет записываться вся информация. Удалить незаконно (за взятку), к примеру, штраф, не получится — система будет иметь защиту. Правда, нигде не указано, когда систему запустят.
«Письма» счастья могут вернуть
Водителей хотят штрафовать в автоматическом режиме с помощью систем фото-, видеорегистрации нарушений ПДД. К ответственности привлекают владельца авто, но он освобождаются от ответственности в том случае, если на протяжении 10 дней после получения «письма счастья» предоставил в ГАИ информацию о водителе-нарушителе.
Как мы помним, в 2009-м году ГАИ штрафовала водителей, не останавливая авто, а фотографируя нарушение и присылая потом владельцу штрафы по почте — «письма счастья».
Однако эта система потерпела крах — водители подавали в суд и выигрывали.
Претензий было несколько. Во-первых, фотографии нарушений производил человек, а не автоматизированная система (а людям, как известно, свойственно ошибаться).
Во-вторых, наблюдая и фиксируя правонарушение, но не прекращая его (не останавливая автомобиль) инспектор ГАИ нарушал Закон Украины Про милицию.
В-третьих, по словам адвоката Алексея Святогора, база, в которую вносили данные о штрафах, не соответствовала требованиям законодательства про защиту информации — в ее работу мог вмешаться человек и, например, незаконно удалить штраф либо добавить новый. Также не было никаких доказательств, что скорость была замеряна именно радаром, а не нарисована в фотошопе. В итоге многие водители утверждали, что за рулем в момент правонарушения был другой человек, имени которого они не знают.
В предлагаемых изменениях в законодательство хотят вернуть систему автоматической фиксации правонарушений с учетом накопленного негативного опыта. Прописано, что будут штрафовать лишь в том случае, если фото сделано исключительно стационарным прибором, работающим без оператора. А легенда про мифического таксиста Сашу, который сел с разрешения владельца за руль и нарушил правила, теперь не будет являться основанием для ухода от ответственности — в законе прописано, что владелец транспортного средства освобождается от ответственности в том случае, если в течение 10 дней после получения «письма счастья» принесет в ГАИ документы, подтверждающие, что управлял автомобилем в момент нарушения не он, и скажет, кто конкретно был за рулем. Если в течение месяца реального нарушителя выявить не удастся, платить штраф будет владелец машины.
Напомним, параллельно идет рассмотрение проекта Кабмина: о езде с включенными фарами днем, запрете управления машиной с шинами не по сезону, светоотражающих жилетах и т.п. Сегодня