Президент Путин вчера рассказал, что он собирается делать на Украине. Он заявил, что сейчас оснований для военных действий нет, но для защиты украинских граждан решение о применении силы может быть принято — как крайняя мера и в случае «беспредела»; на это получено разрешение легитимного президента Украины Виктора Януковича и российского Совета Федерации. Будапештский договор о гарантиях безопасности Украины, на нарушение норм которого ссылаются власти Украины, не нарушен, поскольку можно считать, что в результате революции возникло новое государство, с которым Россия ничего не подписывала. Российских военных в Крыму нет, утверждает Путин. Люди в похожей на российскую военной форме — это отряды самообороны, а форму, по словам Путина, можно купить в любом магазине.

Путин подтвердил, что с канцлером Германии Ангелой Меркель он говорил о формировании миссии по установлению фактов в Крыму. Формат миссии, по его словам, вчера обсуждали министры иностранных дел России и Германии Сергей Лавров и Франк-Вальтер Штайнмайер. Переговоры были долгими и трудными, они будут продолжены, но, если к четвергу не будет достигнута договоренность о формировании контактной группы с участием России, на саммите ЕС в Брюсселе могут быть приняты меры против России, предупредил Штайнмайер. Путин сказал, что о последствиях санкций должны думать те, кто будет их вводить, они нанесут взаимный ущерб.

Председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов — легитимный премьер, так как был законно избран парламентом Крыма, сказал Путин. Легитимным он также признает президента Януковича, частично легитимным — парламент Украины. И. о. президента Александр Турчинов нелегитимен, поэтому у Путина на Украине нет партнера для диалога. Контакты с правительством Украины при этом не прерываются — продолжать их поручено правительству России. Отвечая на вопрос о возможном приезде в Москву Юлии Тимошенко, Путин вспомнил, что работал с ней, когда был премьером, и это была конструктивная работа.

Слова Путина о Тимошенко следует трактовать так, что он будет не против иметь с ней дело, когда она станет президентом, и других достойных кандидатов он не видит, полагает депутат Госдумы.

Вариант присоединения Крыма к России не рассматривается. Права нации на самоопределение никто не отменял, но, по словам президента, Россия не будет провоцировать крымские власти на такие решения и не будет подогревать такие настроения. От ответа на вопрос, что будет делать Россия, если жители Крыма проголосуют за присоединение к России, Путин уклонился. Впрочем, такого вопроса на референдуме, назначенном на 30 марта, и не будет, заявил зампредседателя Верховного совета Крыма Григорий Иоффе. По его словам, о нарушении территориальной целостности Украины, выходе Крыма из ее состава, объявлении независимости и вхождении в Россию крымские власти вопрос не ставят — речь идет о договорных отношениях с Киевом. По словам российского федерального чиновника, от вопроса референдума (где упоминается государственный статус Крыма) зависит, с кем Россия будет заключать новое соглашение по Черноморскому флоту, а присоединение Крыма невозможно из-за международных факторов и отрицательного отношения к этому крымских татар, которых, напротив, может привлечь статус расширенной автономии в составе Украины.

В вопросе о статусе Крыма, по которому намечен референдум, речь идет о широкой автономии полуострова по образцу 1992 г. со своей конституцией и президентом, которому подчиняются все органы власти, рассуждает депутат Госдумы. Задачи присоединить Крым у российских властей нет: крымчане сами должны определиться, снаружи такие вещи не решаются, объясняет человек, близкий к руководству Госдумы. Не исключено, что после крымского референдума все украинские регионы выступят за федеративное устройство государства, а то и конфедеративное, при котором у регионов будут деньги и полномочия, а у центра будут лишь представительские функции. Это станет важным козырем России в переговорах с Западом и украинскими властями. Сейчас мяч на стороне киевских властей — от их позиции и дальнейших действий во многом зависит и формула проведения референдума в Крыму: очевидно, что речь идет не об отдельном государстве, а о чрезвычайно широкой автономии, но детали все еще являются предметом дискуссии. Ускорение этого референдума важно не только потому, что трудно долго поддерживать явное силовое присутствие России на полуострове, но еще и потому, что это является фактором в президентской гонке на Украине: от того, как кандидаты будут относиться к итогам референдума, будут зависеть и их шансы на победу, заключает собеседник «Ведомостей». Статус Крыма и других регионов Украины зависит исключительно от волеизъявления их жителей, позиция России — не допустить геноцида и беззакония, заявил «Ведомостям» вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

Замруководителя фракции «Батькивщина» в украинской Верховной раде Сергей Соболев говорит, что слова Путина не соответствуют действительности: на территории Крыма находится 18 000 российских военных, которые без согласований перемещаются по полуострову. В Крыму представители Вооруженных сил России, которые ссылаются на приказ министра обороны России, блокируют и разоружают воинские части украинской армии, подтверждает представитель минобороны Украины.

Слова Путина о Будапештском меморандуме подрывают ядерное нераспространение, поскольку страны, желающие отказаться от ядерного оружия, теперь увидят, что гарантии ядерных держав недействительны, считает Соболев. Он говорит, что все решения крымских властей принимаются под контролем российских военных и нелегитимны. Премьер Украины Арсений Яценюк на брифинге в Киеве выступление Путина не комментировал и потребовал вывода российских войск из Крыма.

«У президента Путина, вероятно, другой набор юристов. Может быть, у него другой набор интерпретаций. Но я не думаю, что это может кого-то одурачить», — заявил вчера президент США Барак Обама (цитата по «РИА Новости»).

Источник