ТСН.ua решил разобраться, что случилось с рынком таксомоторных перевозок. На рынке такси в Украине происходит хаос. Виной всему - плохая работа службы такси. «Мой рейс был в пять утра, поэтому еще вечером я заказала машину на три ночи. Я не волновалась, поскольку по этому номеру часто вызывала авто и всегда оставалась довольна», - вспоминает журналист Инна Алексеева.
Но на этот раз такси не приехало. Еще двадцать минут девушка ждала машину, а после перезвонила в службу, где ей отказались что-то объяснять и бросили трубку. «Я включила компьютер, стала искать другие службы такси и соглашаться на любую цену, главное, чтобы машину оперативно подали», - говорит Инна.
В итоге, дорога от станции метро Оболонь до Борисполя ей обошлась в 300 гривен, при стандартной стоимости в 160-180 гривен. Ей пришлось 50 гривен доплатить за оперативность диспетчеру и еще столько же водителю такси - за срочность.
На различных форумах таких историй множество. Все чаще, вызывая такси, украинцы сталкиваются с проблемами: в диспетчерских службах путают номера авто, забывают перезвонить и отправить смс-сообщение, водители приезжают с опозданием, путаются в названиях улиц, требуют дополнительной оплаты, хамят и попадают в ДТП.
В Украине, особенно в Киеве, почти нет служб такси в классическом понимании этого слова: то есть крупных компаний с собственным парком автомобилей. «Кризис ударил по нам очень серьезно, многие распродали бизнес, часть ушла в тень. От силы на весь город у нас 10-15 перевозчиков, у которых еще есть свои авто, но только три процента из них работают легально.
А большая часть рынка - это просто частные владельцы авто, которые сотрудничают с диспетчерскими службами», - объясняет Виктор Г., владелец столичной службы такси (в парке 15 авто). Диспетчерские службы работают по очень простой схеме - они продают частным перевозчикам заказ.
Выглядит это так: есть главный сервер, к нему подключена дюжина так называемых транзитных серверов, которые получают информацию о заказе от информационно-диспетчерских служб (ИДС) и ретранслируют ее на мобильные телефоны таксистов.
«На главный сервер стекается вся информация о заказах, доступ к этой информации может получить каждый, перечислив 30 гривен через обычный терминал», - объясняет Юрий Бобко, таксист со стажем. За каждый полученный заказ таксист отдает посреднику - ИДС/серверу - еще 12% от заработанной суммы. Именно такая схема и вытеснила классические таксомоторные бюро.
Сейчас, по оценкам экспертов, по такой системе работает около 90% рынка такси в Киеве, то есть примерно 20 тыс. авто. «Это удобный и простой бизнес - не надо удерживать парк авто, оплачивать аренду помещения, где проводится ТО техники, беспокоиться о водителях. Для того, чтобы начать принимать заказы от клиентов, нужно несколько компьютеров, пару диспетчеров, несколько мобильных телефонов и интернет», - объясняют в общественной организации Украинская таксомоторная ассоциация. Рентабельность от этой деятельности служб-посредников (транзитных серверов) достигает 100%, центрального сервера - 1000%: только доход владельцев центрального сервера составляет около одного миллиона гривен в месяц. Еще около 11 миллионов делят между собой владельцы ИДС.
Обсуждение в форуме: Таксистом в Киеве за 30 грн может стать любой наркоман
Такая простая система открыла базу заказов для любого нелегала. Теперь, заплатив 30 гривен, каждый может принять заказ и выехать по вызову. «Отследить, на какой машине поехал водитель, какой у него опыт вождения, трезвый ли он, здоров ли - нереально, да и ИДС не ставят перед собой такой задачи», - говорит Виктор Г. «Такие call-центры ни за что не несут ответственности. Они просто получают свой процент с вашего заказа, а машину и водителя, который вас повезет, они собственными глазами не видели», - соглашается сопредседатель рабочей группы КГГА по урегулированию рынка такси.
Потому неудивительно, что за рулем такси может оказаться неадекват. Недавно много шуму наделала история с таксистом-маньяком. «Извоз для него был прикрытием - он ездил на вызовы, вывозил девушек в лес и там насиловал. У него на авто были шашки и другие опознавательные знаки такси, он выглядел как обычный таксист» - говорит собеседник ТСН. Как выяснилось, шашечки и опознавательные знаки преступник купил на рынке за 70 гривен.
«Сейчас «таксистом» может оказаться кто угодно. Ведь их никто не может проверить на дорогах - это не компетенция службы ГАИ, они могут штрафовать только за нарушение правил, и это не компетенция налоговых органов - ведь «таксист» не зарегистрирован как частный предприниматель», - объясняют в Украинской таксомоторной ассоциации.
Эксперты убеждены - данный рынок нужно жестче регулировать, а для этого нужны реформы в отрасли. К слову, на этом настаивают и таксисты с опытом.
«Если ты пришел в этот бизнес надолго, любишь и знаешь свое дело - ты все равно будешь легализоваться: проходить аттестацию, устанавливать счетчики, следить за санитарным и техническим состоянием авто, так работает весь рынок такси в цивилизованных странах», - соглашается Юрий Бобко.
И власть действительно намерен отрегулировать рынок такси в Украине - сейчас в Верховной Раде находится на рассмотрении законопроект, который призван изменить ситуацию на рынке такси. В ближайшее время его планируется принять. «Если его примут, то власть сможет ставить условие таксистам относительно качества перевозок, цены проезда, квалификации водителей, а ГАИ сможет контролировать машины с «шашечками», - объясняет Дмитрий Олийнык, председатель транспортной комиссии Киеврады. Правда, вместе с принятием закона в Украине вырастут и расценки на перевозки. По оценкам таксистов, «минималка» подорожает на 10-15%, стандартный тариф увеличится почти на 40% (сейчас средний тариф в Киеве - около 3 гривен за километр). ТСН