Разбираться в правилах и порядке перевозок пассажиров и их багажа в такси, будем исключительно исходя из норм законодательства которые регулируют данную деятельность. Перевозчиком пассажиров и их багажа в такси является субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с законодательством предоставляет услугу по договору такой перевозки.
К перевозкам должны допускаться легковые автомобили, оборудованные таксометром и приспособленные к таким перевозкам. Соответствие легковых автомобилей этим требованиям определяется территориальными органами центрального органа исполнительной власти в области транспорта.
Основными законодательными и нормативными актами Украины, регулирующими деятельность такси являются: Гражданский Кодекс Украины, Закон Украины «Об автомобильном транспорте», Закон Украины «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности», Приказ Министерства транспорта Украины «Об утверждении типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевозки пассажиров автомобильным транспортом…».
Что же такое такси с точки зрения стаьи 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» – это легковой автомобиль, оборудованный опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля, действующим таксометром, сигнальным фонарем с зеленым и красным светом, расположенным в верхнем правом углу лобового стекла, и который имеет нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверцах автомобиля из левой и правой сторон, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке;
Таксометр - прибор, предназначенный для информирования пассажиров о стоимости поездки и регистрации параметров работы автомобиля-такси, определенных законодательством;
В соответствии со Ст.8-9. данная деятельность подлежит лицензированию, поэтому согласно ст.39 у водителя такси в салоне должны находиться удостоверение водителя соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, причём , лицензионная карточка на такси предоставляется при условии подтверждения в установленном порядке соответствия его обустройства требованиям определения «такси».
Договор перевозки пассажиров на такси вступает в силу с момента посадки пассажира и действует до момента его высадки в пункте назначения.
Какие же требования предъявляются к сторонам по договору перевозки с помощью такси.
Начнём с водителя такси:
1. Водитель такси должен:
- иметь необходимый уровень профессиональной квалификации;
- обеспечивать качественное и безопасное предоставление услуг автомобильного транспорта по перевозке пассажиров или грузов;
- вежливо и внимательно реагировать на обращение и жалобы потребителей услуг автомобильного транспорта.
2. Водитель такси имеет право отказывать в предоставлении услуги пассажиру, если:
- пассажир имеет явные признаки опьянения;
- количество лиц, которые нуждаются в обслуживании, превышает количество мест в легковом автомобиле;
- багаж пассажира не может быть свободно размещен в багажнике или салоне легкового автомобиля или может загрязнить или повредить его.
3. Водитель такси обязан:
- выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и технической эксплуатации легкового автомобиля;
- осуществлять посадку пассажиров на стоянке в порядке очереди, а также предоставлять право внеочередного пользования такси согласно с законодательством;
- отворять двери такси, открывать багажник и проверять их закрытие во время посадки пассажиров;
- называть пассажирам размер оплаты проезда, показатели таксометра в начале и в конце поездки и разъяснять порядок пользования такси;
- осуществлять перевозку к пункту назначения за определенным пассажиром маршрутом или кратчайшим путем при согласии пассажира.
4. Водителю такси запрещается:
- отказывать пассажирам в перевозке, кроме случаев, обусловленных этой статьей;
- выбирать пассажиров по выгодности направлений их следования;
- предлагать гражданам поездку без согласия пассажиров, которые находятся в такси;
- осуществлять перевозку пассажиров, если в такси отсутствует или не работает таксометр;
- называть размер оплаты за поездку, который не отвечает показателям таксометра.
Основные права и обязанности пассажира:
1. Пассажир имеет право:
-получать от водителя такси информацию об услуге ;
-бесплатно провозить с собой на автобусных маршрутах общего пользования одного ребенка дошкольного возраста без предоставления ему отдельного места;
- бесплатно перевозить с собой на автобусных маршрутах общего пользования ручную кладь, а также в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и правил перевозок пользоваться другими правами.
2. Пассажир обязан:
-иметь при себе при наличии права льготного проезда соответствующее удостоверение;
- выполнять требования правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.
В нашем городе на сегодняшний день существует много недостатков в работе служб такси, идущих в разрез с законодательством Украины.
1. В отношении права потребителя на безопасность проезда и возмещение ущерба в случае, например, ДТП или другого ч/п. Исходя из содержания чеков можно сделать вывод о том, что пассажири такси не страхуются. Информация о водителе не исчерпывающая, а в тех случаях, когда не дают чек, найти впоследствии водителя и что-то с него взыскать вряд ли удастся.
Жаловаться некуда и некому, дорога только в суд.
Возмущает схема работы служб такси – торговые марки служб такси есть, но они не ответчают за работу водителей такси, которые под эими марками осуществляют свою деятельность. По-моему нашим службам такси уже давно пора провести с потребителями разъяснительную работу и объяснить «кто есть кто».
2. В соответствии со ст.910 Гражданского Кодекса Украины по договору перевозки потребитель уплачивает плату за проезд или провоз багажа.
Понятно, что плата за проезд разбивается, имеет свою себестоимость, прибыль, но плата за проезд должна быть, прежде всего, платой за проезд. В чеках такси имеются разделы: посадка, расстояние, простой. Давайте разберёмся в данных категориях. Тарифная стоимость – буквально стоимость километра, это понятно. Простой – вид услуги, при которой пассажир просит водителя такси произвести остановку возле какого-то объекта и подождать энное количество минут. Тоже понятно, но тогда, когда это остановка по заказу пассажира. Минута простоя при этом имеет свою стоимость, а простой является дополнительной услугой к услуге проезда. Непонятна услуга посадки. В чём собственно состоит услуга, в том, что потребитель сел в машину?
Наше мнение таково, что, если в службе такси работают профессиональные водители, они, как те лакеи, что стоят у дверей дорогой гостиницы, и как того требует Закон Украины «Об автомобильном транспорте», выходят и открывают дверь потребителю, багажник, проверяют закрытие дверей, дают разъяснения по стоимости проезда, согласовывают марштрут, то это можно назвать посадкой, которая чего-то стоит. Но даже в таком случае, стоимость посадки должна входить в тарифную стоимость, пропорционально распределяясь в зависимости от расстояния.
Сейчас же получается, потребитель, проехавший 3 километра и , к примеру, тот, который проехал 18 километров, платят по 2 грн. за посадку. Несправедливо. Ну нет такого понятия в ГК как посадка, абсурдно даже называть посадку услугой. Более того, как правило потребитель уже ожидает такси до его прибытия на место посадки. Если машина стоит на своей стоянке, тоже не понятно в чём суть платы за посадку.
Между прочим, в таких ситуациях, когда машина подъехала, потребителя уведомили, но он задерживает выезд, машина вынуждена ждать какое-то время – и насчитывается плата за простой – это незаконно, так как договор вступает в силу с момента посадки потребителя в машину.
В заключение, хочу дать потребителям совет. Если в рекламе о работе службы такси не указаны все составляющие стоимости проезда, во время посадки водитель не дал соответствующие разъяснения, по прибытии на нужное вам место спросите длину расстояния и заплатите только за него. В соответствии со ст.10 ЗУ «О защите прав потребителей» вы имеете право не платить за то, о чём вас до заключения договора не предупреждали. Потребитель