Верховная Рада приняла Закон №8487 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по налогообложению акцизным налогом легковых транспортных средств». AUTO-Consulting проанализировал, что он изменит для подержанных авто, которые сейчас ввозят по льготным акцизам, олдтаймеров и «евроблях».
Напомним, что в принятом Законе для определения величины акцизного сбора будет применяться базовая ставка, которую привязали к объему двигателя. Так, в частности, для легковых автомобилей с бензиновым мотором объемом меньше 3 л, базовая ставка – 50 евро. Свыше 3 л – 100 евро. Для дизельных автомобилей с объемом мотора до 3,5 л базовая ставка – 75 евро. Свыше 3,5 л – 150 евро.
При регистрации, для определения суммы налога будет применяться формула: Базовая ставка Х коэффициент объема мотора (объем поделить на 1000) Х на Возраст автомобиля (каждый год – 1).
Правда, надо заметить, что последний коэффициент – возраст автомобиля имеет максимальное значение 15. То есть – фактически 15 лет. Но на самом деле, коэффициент 15 будет применяться и для автомобилей, которые старше 15 лет. По мнению AUTO-Consulting, это откроет путь в Украину для так называемых олдтаймеров – коллекционных старых автомобилей. Сегодня их легально импортировать было крайне трудно, а фактически - запрещено.
Сколько теперь стоит растаможка?
Начнем с олдтаймеров. Для примера, возьмем Jaguar XJ6 1970 года с мотором 4,2 л., который в Европе можно купить за 8 тыс. евро. Сегодня его вообще нельзя завезти в Украину. Но если бы можно было, то только стоимость его растаможки обойдется почти в 30000 евро. Если считать по-новому (как прописано Законе №8487), получим: 100 евро (базовая ставка) х 4,2 (коэффициент объема мотора) х 15 (коэффициент возраста). Выходит 6300 евро акциза. Плюс – 7% пошлина – 560 евро, плюс – 20% НДС (от стоимости авто, плюс акциз, плюс пошлина) – 2972 евро,. Итого, растаможка обойдется в 9832 евро. А можно и сэкономить, поскольку Закон №8487 предусматривает 50% скидки на акциз в первые 90 дней после публикации. А в течение 30 дней после этого 3-месячного льготного периода – 25% скидки. Регистрация для обох вариантов будет одинаковая, поэтому, ее мы не считаем.
Но ввоз олдтаймера – это скорее исключение, чем правило. И за такие деньги будут ввозить только очень редкие и коллекционные экземпляры.
Давайте сравним, что меняет Закон №8487 для свежих авто (не старше 2010 г.в.), которые до конца года еще можно завозить по льготным акцизам.
Например, BMW 520 2012 г.в. с 2-литровым-дизельным мотором стоит в Германии 9 тыс.евро. Если привезти ее по действующим сегодня льготным акцизам, акциз будет 0,267 евро за 1 см3 объема двигателя. То есть, - примерно 534 евро.
По Закону №8487 акциз составит: 75 (базовая ставка) х 2 (объем мотора) х 6 (полный возраст) = 900 евро.
То есть, в данном случае, новый Закон не улучшает финансовых условий, для тех, кто сейчас сам привозит автомобили из-за границы. Но если растаможить авто в 90-дневный срок и получить 50% скидки, то этот вариант тоже станет выгодным.
А если объем дизельного мотора будет больше 3,5 л? Например, как в Toyota Land Cruiser 200, с дизельным двигателем 4,5 л. На базаре в Украине такой автомобиль 2012 года стоит около $40 тыс. По действующим ныне льготным акцизам, акциз на Toyota Land Cruiser 200 будет 2,209 евро Х 4500. То есть – 9940 евро.
По закону №8487 акциз составит 150 евро (базовая ставка) х 4,5 (коэффициент объема мотора) х 6 (возраст). Всего – 4050 евро. Уже выгодно. А с 50% скидкой – еще выгоднее.
Еще один вариант – Land Rover Range Rover с дизельным мотором 4,4 л. 2016 г. По льготным условиям акциз на него будет 2,209 евро х 4400 = 9716 евро. А по Закону №8487 – 150 (базовая ставка) х 4,4 (коэффициент объема мотора) х 2 (возраст)= 1320 евро. А со скидкой в 50% - всего 660 евро.
Перейдем к бензиновым моделям. Рассмотрим Mercedes-Benz E-Class с бензиновым 2-литровым мотором (Е200) 2014 г.в. На базаре у нас за такой просят $26 тыс. По действующим ныне льготам, акциз на него будет 0,267 евро за 1 см3 объема. Или – 534 евро.
По Закону №8487 акциз составит 50 (базовая ставка) Х 2 (коэффициент объема мотора) х 4 (возраст). В итоге – 800 евро. Выгодно только с 50%-й скидкой.
А если объем бензинового мотора будет больше 3л? Можно рассмотреть Lexus GX460 с мотором 4608 см3 2014 г.в.
По льготам сейчас акциз на него составит 2,209 евро за 1 см3 объема мотора. Или – 10 179 евро. По Закону №8487 придется заплатить – 100 (базовая ставка) х 4,608 (объем мотора, л) х 4 (возраст). Итого – 1834 евро. Разница – больше, чем в 5 раз. А если еще получить 50% скидки, то – в 10 раз!
Mercedes-Benz S500 2012 года с бензиновым мотором 4,7 л. На базаре за такой просят около $37 тыс.
Сейчас акциз на него составит 2,209 евро х 4700 = 10382 евро. По Закону №8487 акциз будет 100 (базовая ставка) х 4,7 (коэффициент объема мотора) х 6 (возраст) = 2820 евро. А с 50% скидкой – 1410 евро.
Ну и, наконец, собственно «евробляхи» - еще бодрые машинки начала века. По льготным акцизам завезти такие нельзя. Норма «не старше 2010 года» работает четко. По Закону №8487 акциз, например на Audi A6 2000 г.в. c дизелем 2,5 л и пробегом за 200 тыс. км (в Германии такую можно найти за 500 евро) будет 75 евро (базовая ставка) х 2,5 (коэффициент объема мотора) х 15 (коэффициент возраста) = 2815 евро, со льготами – 1408 евро. Прибавьте сюда пошлину 7% (35 евро) и НДС 20% (389 евро). На выходе получится, что цена 500-евровой Audi A6 будет в Украине 2333 евро. к которым надо добавить еще около 1500 грн. за постановку на учет и плату в пенсионный фонд. Для примера: такая Audi A6 2000 г.в. на автобазаре предлагается от $1500. Так что большого смысла везти ее самому из-за границы нет.
А вот достаточно популярную среди «бляховодов» BMW 3-й серии с 2-литровым дизельным мотором, есть смысл везти. В Германии цены на нее стартуют с тех же 500 евро. А у нас на базаре за нерастаможенные экземпляры просят от $2000.
Еще один неплохой вариант – Volkswagen Touareg c дизелем 2,5 л 2004 г.в. Акциз на него по Закону №8487 составит 75 евро (базовая ставка) х 2,5 (коэффициент объема мотора) х 15 (коэффициент возраста) = 2815 евро. Со скидкой в 50% вполне выгодно.
Что касается электромобилей. Сейчас, без налогов их везти выгоднее всего. По Закону №8487 акциз на электрокары устанавливается в размера 100 евро за авто или – 1 евро за 1 кВт/час.
Выводы
Изучив, калькуляцию акцизных ставок, которые предлагает Закон №8487, можно предположить, что депутаты мечтают об автомобилях с большими объемами моторов – Land Cruiser, Land Rover, Lexus и Mercedes-Benz S-Class. Везти их станет выгоднее всего. И как только новый Закон вступит в силу, в срочном порядке (в течение льготных 90 дней) многие нардепы точно обзаведутся такими авто. То есть, позабыв об экологии, - ликвидируют упущение, проскользнувшее в Законе о льготных акцизах. И как побочный вывод: об экологических нормах в Украине говорить станет неприлично (или смешно).
Закон №8487 может обвалить рынок новых авто. Ведь приобрести по новым льготным акцизам практически новый (2-3 года) автомобиль за границей станет намного выгоднее, чем покупать его в автосалоне в Украине. И это может сильно ударить по премиальному сегменту новых автомобилей.
По среднеценовому сегменту новых авто удар нанесет импорт автомобилей старше 2010 года.
У коллекционеров и любителей ретрокаров появится возможность привезти в Украину заветный олдтаймер. Но за дорого.
Для тех, кто мечтает об электокаре, практически ничего не поменяется. Акциз в 100 евро принципиально ничего не меняет. Куда больший вес имеет 20%-ый НДС.
Что касается, собственно, «евроблях», далеко не всем из них будет выгодно узаконивать свои авто. А это значит, что многие авто на временном ввозе будут «срочно и недорого» продаваться, а многие – уйдут на разборки. Еще один вариант для любителей прекрасного – мощный фейерверк за $500-1000, по примеру лидера «АвтоЕвроСилы» Олега Ярошевича.
Интересно, что в Закон №8487 попали и пункты, не имеющие прямого отношения к «евробляхам». Например, в нем отменяется акциз на кузова новых автомобилей. Может, мы чего-то не знаем, и в Украине планируется новое автомобильное производство, под которое уже готовят законы.