Разбил губу и выкинул из авто. Вызов такси в Киеве стал русской рулеткойПоездка в столичном такси может быть опасной для жизни. Эксперты отмечают, за рулем автомобилей заметно прибавилось водителей с богатым криминальным опытом, алко- и наркозависимых. Как выяснили «Вести», все это объясняется нежеланием крупнейших операторов установить четкие критерии отбора.
 
Алкоголики и наркоманы за рулем
 
В последнее время все чаще киевляне сетуют, что нередко им попадаются нетрезвые или агрессивные водители. И часто перепалки заканчиваются рукоприкладством. Один из подобных случаев произошел на днях. Водитель одной популярной службы такси набросился с кулаками на женщину с детьми. «После уроков танцев группа учителей с детьми, среди которых были двухлетний мальчик и муж одной из учительниц, вызвали такси. В машине между мужчиной и таксистом возник конфликт. Водитель был нервным и агрессивным. Когда мужчина вышел возле магазина и попросил подождать его, таксист резко сорвался с места и поехал в вместе с женщинами и детьми на большой скорости. Машину заносило. Все испугались, просили остановиться, а учительница схватила таксиста за шиворот. На что тот со всей силы рукой ударил ее так, что разбил в кровь губы и выбросил из машины», — рассказывает коллега пострадавшей Елена Тычина-Лазаренко.
 
 
Пострадавшая обратилась в полицию, которая задержала таксиста, составила постановление по факту хулиганства и отпустила. Как сказал «Вестям» глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк, подобные инциденты в последнее время не редкость: «Проблема в том, что любой желающий может стать водителем такси, и полиция на это просто закрывает глаза. Тем временем никто не застрахован, что не сядет в машину к наркоману или больному туберкулезом. Только в 2017-м от действий лиц, незаконно оказывающих услуги такси, погибли и получили тяжелые травмы несколько человек».
 
Такси ни за что не отвечает
 
По данным экспертов, более 90% рынка такси находятся в тени, а значит, не имеют лицензии, страховки и медицинской книги. Но крупные службы (Uklon, Yandex, Uber), похоже, это не волнует. Так, к примеру, в службе Uklon отвечают, что не несут ответственности за ДТП или дурное поведение своего водителя. «Мы не служба такси, мы просто предоставляем информационные услуги перевозчикам. Поэтому если водителя тормозят в нетрезвом виде или по его вине случилось ДТП — он же и должен нести ответственность», — сказал глава компании Павел Лысенко. В компании подтвердили, что не требуют с водителей медсправок. «Мы не доверяем медсправкам. Их может купить любой желающий», — говорит маркетинговый директор компании Даниил Ваховский.
 
В свою очередь глава профсоюза таксистов Василий Попик считает, что диспетчерские службы намеренно заняли такую позицию, чтобы отгородиться от возможных проблем. «Они просто не хотят брать ответственность за водителей и качество перевозок. Но это неправильно. В стенах парламента давно лежит законопроект «О такси», который предполагает ответственность диспетчерских служб за качество и безопасность поездок», — отмечает Попик.
 
Суд признал бездействие полиции
 
Впрочем, несмотря на многочисленные ДТП и инциденты с участием нелегальных перевозчиков, полиция так и не начала проверять таксистов. Как следует из реестра судебных решений, в конце ноября столичный Окружной админсуд признал противоправным бездеятельность Нацполиции. «Обязательная медсправка, лицензия и страховка для таксистов предусмотрены законом. Но с начала реформирования полиции ни одно дело о нелегальных таксистах не было доведено до суда. Хотя штрафы существенные — до 34 тыс. грн с конфискацией авто. Если бы полиция начала проводить проверки и привлекать нелегалов к ответственности, ситуация быстро изменилась бы», — отмечает Антонюк.