Верховная Рада Украины на минувшей неделе приняла законопроект, поэтапно ограничивающий ввоз на территорию страны автомобилей, не соответствующих определенным европейским экологическим стандартам, регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Согласно решению депутатов, с 1 января 2013 года в Украину будет запрещен ввоз автомобилей с уровнем экологического стандарта ниже Евро-3, с 1 января 2014 года – ниже Евро-4, а далее с интервалом в два года закреплен переход на стандарты Евро-5 и Евро-6. Таким образом, народными избранниками был намечен путь, по которому уже давно идут цивилизованные страны, отказывающиеся от дымящего и коптящего хлама на своих дорогах. Стандарт Евро-3 был принят в Европе еще в 1999 году, в 2005 Европа перешла на Евро-4, в 2006 – на Евро-5. А следующий шаг – введение стандарта Евро-6 – должен быть сделан в 2015 году.
Впрочем, сравнение с Европой в вопросах введения экологических норм заставляет если не усомниться в реализуемости принятого Радой решения, то хотя бы, после официальной публикации законопроекта, внимательно его прочесть и задуматься. Ведь Европа на полный цикл обновления стандартов отвела шестнадцать лет, Украина – только пять. И это на фоне того, что вопрос с переходом на современные нормы топлива «буксует» уже минимум лет пять. Более того, сейчас обсуждается вопрос о сохранении на украинском рынке топлива устаревших стандартов чуть ли не до 2018 года.
Впрочем, оставим в стороне вопрос о том, как в 2014 году будут уживаться автомобили стандарта Евро-4 и АЗС, торгующие топливом Евро-2. Отметим лишь, что, с точки зрения готовности к переходу на высокие стандарты экологичности украинского автопрома, ситуация, похоже, обстоит не так и плохо. Во всяком случае, по мнению информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг», украинские автомобильные заводы – и ЗАЗ, и «Еврокар», и «Богдан» – вполне готовы встречатьстандарты Евро-3 и Евро-4, так как уже выпускают соответствующую им продукцию. АвтоЦентр