Введение пошлин на импортный бензин станет очередным экспериментом над потребителями, прогнозируют эксперты. Украина решила ввести пошлины на импортный бензин с 1 декабря. Об этом заявил министр топлива, энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко в ходе визита в Лисичанск. Таким образом министр намерен решить проблему с переработкой нефти в стране - большинство НПЗ, в том числе Лисичанский, сегодня простаивают. Пошлинами проблему не решить, уверены эксперты, поскольку сами заводы не готовы работать эффективно. А вот заплатить за эксперимент придется автомобилистам - цены на бензин превысят 12 грн. за литр.
Импорт давит
Еще в июне нынешнего года глава Минэнергоугля выражал озабоченность относительно роста доли импортного бензина.По словам Бойко, показатель превысил критический уровень. "У нас совместная позиция с Минэкономразвития. Импорт, который сегодня у нас есть, превысил критический предел, и сейчас мы работаем над запуском НПЗ", - подчеркивал министр.
В качестве возможных мер он назвал проведение специального расследования. Сейчас, судя по заявлению, правительство пошло дальше, решив ввести пошлину на импортный бензин. "Это позволит нам обеспечить работу наших НПЗ, в первую очередь, Лисичанского. Я считаю, что в период с 15 ноября по 15 декабря завод начнет работать", - подчеркнул Бойко.
По оперативным данным Минэнергоугля, в январе-августе нынешнего года в Украине было произведено 1 млн. 194,2 тыс. тонн бензина, что на 789,5 тыс. тонн меньше год к году (-39,8%), а дизельного топлива - 995,5 тыс. тонн (-45,3%). Переработка нефтяного сырья сократилась на 46,4% до 3,292 млн. тонн, а его поставки - на 40,8%, до 3,471 млн. тонн.
Неудачное решение
Правительство может и не пойти на введение пошлин, считает заместитель директора НТЦ Психея Геннадий Рябцев: "Только начато расследование. И вовсе необязательно, что межведомственная комиссия прислушается к пожеланиям министра энергетики и угольной промышленности".
Эксперт напоминает о недавнем заявлении премьера о том, что введение пошлин приведет к резкому росту цен на нефтепродукты. "Я очень сомневаюсь в том, что за последние месяцы Николай Азаров изменил свою точку зрения", - подчеркивает Рябцев.
Само по себе введение пошлин не приведет к запуску НПЗ, уверен эксперт. "Нефтеперерабатывающие заводы стали не из-за того, что пошлин нет. Они стали из-за того, что у них неэффективная переработка. Они не конкурентоспособны", - добавляет Рябцев.
Правительство уже имеет печальный опыт принятия неудачных решений в этой сфере. Вспомнить хотя бы введение плавающего акциза. "Тогда ведь говорили: не нужно вводить акциз, потому что летом мы не ощутим снижения цен", - напоминает Рябцев, добавляя, что введение пошлин станет очередным экспериментом над потребителями.
Цены будут расти
Любые дополнительные пошлины и сборы сразу отразятся на ценах, подчеркивают в консалтинговой группе А-95. Глава агенства Сергей Куюн уверен, что в Кабмине это тоже прекрасно понимают, именно поэтому введение пошлин намечено на декабрь, то есть уже после парламентских выборов.
"Владельцы нефтеперерабатывающих заводов, крупные украинские и российские компании хотели бы ускорить принятие данного решения, но в преддверии выборов это привело бы к ценовому скачку, который, похоже, решили перенести на конец года", - пояснияет эксперт.
В нынешних условиях можно ожидать куда более серьезного роста цен, чем ранее. Ведь не исключают, что в связи с выборами многие макроэкономические показатели либо замалчиваются, либо административно сдерживаются во избежание недовольства населения. Куюн напоминает, что помимо намерений ввести пошлину на импорт, уже заявлено о планах индексировать ставку акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Кроме того, власти допускают ускорение девальвационных процессов.
"Мы имеем перспективу получить мультипликативный рост цен на топливо, так как одни лишь инициативы по пошлинам и 10% увеличению акцизов в случае их реализации способны добавить ценам на нефтепродукты около 1,2 грн/л, или более чем 10% по отношению к сегодняшним ценам", - указывает Куюн.
Сегодня средние цены на бензин А-95 составляют 11,06 грн./литр. Учитывая минимальный прогнозный размер подорожания в 10%, цены вырастут до 12,17 грн. за литр.
Другим важным фактором ценообразования на топливо, продолжает эксперт, является валютный курс, от которого рынок бензина зависит напрямую. В условиях большой зависимости Украины от импорта нефти и нефтепродуктов, цена бензина на 55% складывается из нефтяной составляющей и на 35% - из налогов, акцизного сбора, номинированного в евро, а также НДС. В результате каждые 10 копеек в курсе доллара эквивалентны 6-7 копейкам в цене литра топлива.
Куюн подчеркивает, что внедрение заградительных пошлин в Украине всегда заканчивалось лишь повышением цен для потребителей с одновременным снижением качества. В случае с нефтепродуктами этот "результат" будет достигнут в течение месяца с момента введения мер, уверен эксперт, то есть к Новому году. ЛIГАБiзнесIнформ