Как не попасть «в сети» к спамерам и что делать, чтобы ограничить себя от назойливой рекламы. В Украине насчитывается более 50 млн пользователей мобильной связи. Это обстоятельство не осталось без внимания предпринимателей, которые хотят нарастить клиентскую базу или продать залежавшийся товар.
Вот только далеко не всегда люди готовы мириться с рассылаемыми ими сообщениями.
Более того, спасаться от назойливых СМС с рекламой такси или звонков с предложением получить кредитную карту становится все труднее. А телефонные спам-технологии взяли на вооружение даже политики. Хотя операторы и заверяют своих абонентов, что борются со спамерами изо всех сил, нежданных звонков и сообщений меньше не становится.
Откуда у вас этот номер?
Согласитесь, у многих возникал этот вопрос, когда ему с незнакомого номера звонили на личный мобильный с предложениями приобрести различные товары или услуги. Иногда даже и спросить было не у кого, потому что на другом конце «провода» с вами общался робот.
Ответственность за то, чтобы не попасться в сети к спамерам, лежит в первую очередь на самом абоненте. Золотое правило – следите, кому и зачем вы предоставляете свои персональные данные, в том числе и свой мобильный номер. Это же правило применимо в борьбе вообще со всеми телефонными мошенниками.
Первыми в списке компаний, собирающих персональные данные, стоят такие зарубежные интернет-гиганты, как Facebook и Google. Они не только «коллекционируют» информацию о пользователях, но и продают ее третьим лицам. Ведь нужно же на чем-то – их сервисы бесплатны – зарабатывать.
На втором месте среди «собирателей» персональных данных стоят представители ритейла. Они зачастую предлагают принять участие в акциях и программах лояльности, взамен надеясь побольше узнать о своих клиентах. В том числе и их номера телефонов.
Мобильные операторы признают, что спам – это одна из самых распространенных проблем, которые вызывают недовольство абонентов. По данным Vodafone, в Украине основными источниками надоедливой рекламы являются сети магазинов и службы такси.
Сами сотовые компании рассылают своим пользователям только необходимую информацию. Например, о тарифах и предоставляемых услугах. А также ту информацию, которую абоненты сознательно согласились получать. «Все остальные сообщения просто проходят через сеть оператора, мы не видим содержимое этих сообщений», – подчеркнули в Vodafone Украина.
Спамить можно и легально
Мобильные операторы получают жалобы на спам довольно редко. Но все же компании заверили, что предпринимают шаги по борьбе с этим неизбежным в эпоху всеобщей интернетизации злом.
Мобильщики ведь сами предоставляют услуги бизнес-рассылок. Например, в Vodafone Украина подобную услугу можно приобрести за 50 грн./мес. А дальше уже идет пакет текстовых сообщений, в которых цена за одно SMS снижается в зависимости от объема. Так, чтобы легально разослать от одного до 50 тыс. сообщений, за одно SMS придется заплатить 0,222 грн. То отправка 10 тыс. СМС обойдется всего в 2 272 грн. В самом «объемном» пакете (свыше 500 тыс. SMS) цена сообщения уже 0,216 грн.
У lifecell также есть подобная услуга – «Массовые SMS» (0,25 грн. за одно сообщение). Которую можно заказать и для рассылок в мессенджерах: в Viber – 0,4 грн./SMS и BiP (разработан материнской компанией Turkcell) – 0,2 грн./SMS. Все три представителя «большой мобильной тройки» заверили, что подобные рассылки невозможны без согласия абонентов.
Мобильные операторы говорят, что проверяют контент-провайдеров, с которыми сотрудничают. И штрафуют их, если фиксируются нарушения. Возможность и условия рассылки SMS-сообщений регламентируются договорами, которые операторы заключают с контент-провайдерами. В «Киевстаре» требуют от партнеров, чтобы они получали от абонентов разрешения на получение SMS-рассылок.
Как остановить спам
Сама схема действий при поступлении жалоб от абонентов следующая. Если в случае проверки полученные результаты подтверждают отправку сообщения по номеру без согласия его владельца, то к нарушителю могут применяться штрафные санкции вплоть до разрыва договорных отношений.
Но даже если контент-провайдер договорится с оператором, то все равно он столкнется с рядом запретов относительно тематики сообщений. Нельзя проводить рассылки политического содержания или сообщений, содержащих конкурентную информацию (об услугах других операторов, призывов подключаться к ним и пр.).
Операторы отметили, что в большинстве случаев абоненты сами провоцируют получение нежелательной информации. Например, оставляя личные данные – номера телефонов, почтовые адреса – на общедоступных ресурсах. Или указывают свои номера в анкетах магазинов, формах в интернете, ставят в электронной подписи письма, совершая заказ в такси-службе и т.д. А потом просто забывают об этом. Как свидетельствует мировая практика, в 90% случаев спам-рассылки приходят именно на такие номера.
Самый надежный и быстрый способ отписаться от рассылок – позвонить тому, от кого получен спам. У операторов обязательное условие всех контрактов по услуге SMS-рассылки – наличие в тексте сообщения контактного телефона, по которому абонент может отписаться от рассылки.
Если это не помогает, то нужно звонить своему оператору. «Мы запускаем процесс проверки, переговоров с другими операторами с требованием внести номер в блек-лист по жалобе абонента», – рассказали об алгоритме борьбы со спамом в Vodafone Украина.
Пользователи мобильной связи и самостоятельно могут предпринять меры, чтобы ограничить себя от спама. Например, блокировать номера, с которых приходит надоедливая реклама. Эта функция предусмотрена во всех мобильных телефонах, настройки могут отличаться в зависимости от производителя. В Android-смартфонах нужно открыть меню программы «Телефон» или «Сообщения», перейти в «Настройки» и выбрать пункт «Заблокированные номера». Внесенные в этот «черный список» спамеры больше вас не побеспокоят.