На водителей «Яндекс.Такси» в Украине объявлена охота. Их занесли в черный списокВ Украине водителям, которые продолжают работать в сервисе «Яндекс. Такси» выставили «черную метку». Общественники, расценивающие это как сотрудничество со страной-агрессором, создали сайт collaborant.me, куда внесли более сотни профилей с данными об авто и их владельцах. Водители же парируют – никаких отчислений от поездок «Яндексу» не идет. Корреспондент autonews.ua собрал мнения сторон и разобрался в теме. 

СООБЩАТ В СБУ И НАЛОГОВУЮ 

Изначально авторы ресурса заявляли, что получили доступ к базе «Яндекс. Такси» (якобы взломанной) и брали данные оттуда. Но в ФБ-группе «Нехай щастить» они рассказали о своем алгоритме: «Нужно сделать вызов машины через приложение «Яндекс. Такси», а потом отменить его, когда появится информация о водителе. Скриншоты такого типа, как прикреплены ниже, присылайте нам приватными сообщениями». 
На водителей «Яндекс.Такси» в Украине объявлена охота. Их занесли в черный список
Авторы обращают внимание, что компания «Яндекс» попала под санкции президента, а у многих водителей нет разрешительных документов для работы в сфере извоза. По их мнению, водителями «Яндекс. Такси» должны заинтересоваться налоговая, полиция и СБУ.
«Мы обязательно передадим список службам такси и будем требовать увольнения пособников террористов. Если реакции не будет, пусть не удивляются, почему налоговая и СБУ вдруг начнут интересоваться работой их таксопарков!», — намекают о неприятностях создатели ресурса collaborant.me. 

«СПИСОК БУДЕТ ПОПОЛНЯТЬСЯ» 

О возможности создания такой базы еще в средине июля сообщал волонтер Роман Доник. Тогда он опубликовал несколько видео, как активисты ловили «на живца» водителей «Яндекс. Такси», «журили» их и отводили в райуправление полиции, чтобы там проверили, законно ли те работают. И написал, что вдобавок создадут и базу с «черным списком» водителей. 
Тогда идею восприняли как шутку. Как оказалось – нет. На collaborant.me вносят номера и марки машин «Яндекс. Такси», а также телефоны и имена их владельцев. 
«Мы знаем, что идет война. Мы знаем, что у нас враг сильнее и с большей численностью. Пока сильнее. В том числе благодаря вот таким вот «это не моя война» и «это война олигархов». И каждый из нас в этой войне воюет на своем месте. И будет воевать, пока мы не победим. И список таксистов будет пополняться», — написал по этому поводу на Facebook Роман Доник. 

ПОЧЕМУ ЕЗДЯТ? 

База ресурса оказалась более чем реальной. Несмотря на то, что некоторые номера отключены (возможно, у активистов устаревшие данные), большинство водителей на звонки отвечают. В основном они говорят, что не слышали о кампании против «Яндекс. Такси». 
Одним из водителей оказалась молодая киевлянка Александра, которая таксует на «девятке».
«Я начала подрабатывать на такси два месяца назад, когда развелась с мужем. Он оставил меня с очень большими долгами и ребенком. И я вынуждена подрабатывать 3-4 часа после работы, чтобы как-то вытягивать, — рассказывает нам Александра. — Что касается врага и страны-агрессора. Наши службы такси берут комиссию за заказы, которые мы от них получаем. «Яндекс. Такси», по крайней мере, через ту службу-партнера, с которой работаю я, комиссий не берет. То есть, фактически, на мне никаких денег они не зарабатывают – те 50 грн комиссии, которые я, проработав вечер, отдала бы в виде комиссии в других службах такси, я оставляю себе и своему ребенку. Никаких отчислений на Россию нет. Есть ли какие-то взаиморасчеты с «Яндексом» и ее службой-партнером, я не знаю. Если бы я понимала, что Россия что-то зарабатывает за мой счет, я бы тут не работала. Объясню почему. Мой ребенок отказался от многих своих любимых сладостей в тот момент, когда в нашей стране все это началось. Так что, если бы я работала и отдавала деньги России, меня не понял бы даже мой ребенок. Я понимаю, что происходит в стране, и, если на мне они будут зарабатывать, я просто перестану там работать». 
Женщина говорит, что слышала, что водителей «Яндекс. Такси» «ловят на живца», угрожают, сдают полицейским.
«Со мной такого не происходило. Если случится, я даже не знаю, что буду делать. Но я зарегистрирована как предприниматель, плачу все отчисления в пенсионный фонд, так что у меня все честно», — добавляет Александра.

РЕАЛЬНЫ ЛИ ПОСЛЕДСТВИЯ?

В службах такси тоже рассказывают, что как таковых собственных авто у «Яндекс. Такси» нет. Когда сервис вышел на рынок, он заключил договора с рядом таксопарков. Водители с «Яндекс. Такси» работают не напрямую, а через партнерские автопарки.
«У нас немного другая система. Водители работают с нами напрямую, так что с «Яндекс. Такси» наши не пересекаются. Также мы блокируем водителей, которые одновременно работают под другими брендами, тем более, если сервис является официально запрещенным», — говорит autonews.ua маркетинг-директор сервиса Uklon Даниил Ваховский. – Но, если, условно, водитель-частное лицо работал в другом таксопарке, который был партнерским с «Яндекс. Такси» и ушел, если у него качественная машина, адекватный водительский стаж, то предубежденности против него у нас нет. К тому же сервис «Яндекс. Такси» был заблокирован только в конце весны этого года, то есть, львиную долю времени работал в легальном поле». 
В Украинской таксомоторной ассоциации (УТМА) говорят, что дальше заявлений активистов ничего не пойдет.
«Заявления активистов – это как на заборе написано. У них такая работа – активничать. Для многих служб такси это по барабану. В Киеве 99% служб такси вообще не зарегистрированы как юрлицо, это просто номер телефона на кухне. Для них налоговая инспекция пустой звук. Пусть она их найдет! В Украине не работает законодательство, поэтому законодательно устрашить кого-то невозможно. А водителей они будут брать, потому, что это дойная корова, комиссию палит – чего их не взять?», — считает глава УТМА Андрей Антонюк. 

МОГУТ ЖАЛОВАТЬСЯ НА РАЗГЛАШЕНИЕ ДАННЫХ

Юристы говорят, что к водителям «Яндекс. Такси» максимум можно предъявлять моральные претензии.
«Если у простых таксистов прямые договора с «Яндексом», тогда они правонарушители и должны понести административную ответственность как соучастники админнарушения за прямое невыполнение указа президента. Если они работают по франшизе, то есть, заключили письменные договора с компанией-посредником, то они вообще не несут никакой ответственности, так как это гражданско-правовые отношения», — говорит Иван Либерман. 
Он обращает внимание, что таксисты могут даже считаться потерпевшими за то, что кто-то обнародовал их персональные данные.