Рынок такси Украины: реформа без реформыНе так давно министр инфраструктуры Владимир Омелян в своем блоге на Обозревателе написал статью о сфере такси, в которой попытался описать проблемы рынка, не используя при этом статистику и не владея точными цифрами. По сути, статья получилась не о такси, а о проблемах государства. В материале говорится о высоком уровне смертности и травматизма на дорогах и о частом участии в ДТП водителей такси. Часто – это сколько? Какой процент от общего количества ДТП за год? И если министр утверждает, что 95% рынка в тени, как можно утверждать, что участниками ДТП являются водители такси? К сожалению, мы данной информации тоже не нашли.
 
В то же время есть точная статистика основных причин ДТП с пострадавшими: превышение безопасной скорости, нарушение правил маневрирования, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Перечисленные нарушения происходят из-за коррупции при получении водительских прав и слабом контроле со стороны полиции. Владимир Омелян утверждает, что при участии в ДТП водителей такси никто не несет ответственности за жизнь и безопасность пассажира. А как же Закон Украины “Об автомобильном транспорте”, в котором говорится об обеспечении безопасности пассажиров? 
 
Еще министр затронул тему автомобилей с европейской регистрацией, указывая на то, что водители такси на “евробляхах” вовсе не несут ответственности, так как авто зарегистрировано на иностранное юридическое лицо. А водители, которые не являются такси и ездят каждый день по стране, несут ответственность?  И почему допустили возможность ввоза такого количества машин и теперь не знают, что с этим делать? Коррупция?
 
Вернемся к утверждению, что 95% такси являются нелегальными. В итоге сколько всего служб такси в Украине и какое количество водителей в них сосредоточено? Сколько юрлиц с лицензией такси? Сколько профессиональных водителей, сколько водителей, для которых такси является подработкой? Все эти вопросы открыты, и я уверен, что у министра нет на них ответов.
 
Также в своей статье министр предлагает внести в закон о такси определенные правила, хочу прокомментировать некоторые из них:
 
- Органы местного самоуправления должны утвердить сеть стоянок для легальных такси. В данный момент в городах-миллионниках (Киев, Днепр, Львов, Харьков, Одесса) серьезная проблема с парковкой, которую местные власти пока не в состоянии решить. Где же найдутся парковки для такси? Кто будет нести ответственность за то, чтобы там парковались только перевозчики?
 
- Контроль Национальной полицией автомобилей с признаками такси. Каким образом Нацполиция будет успевать контролировать такси, если она сейчас не справляется со своими основными обязанностями?
 
- Плановые и внеплановые проверки служб и, в случае неповиновения, осуществление прекращения диспетчерского управления путем блокирования телефонов и Интернет-ресурсов, используемых информационно-диспетчерскими службами. Под данные проверки не подпадают нерезиденты. Интересно, как министр планирует устраивать плановые и внеплановые проверки Uber или, тем более, Яндекс.Такси. При том, что Яндекс.Такси прекрасно продолжает работать даже под санкциями Президента Украины. 
 
Министр хочет создать дополнительное давление (в виде проверок) на украинские существующие диспетчерские службы, тем самым создавая для них неравноправные условия конкуренции с зарубежными сервисами.
 
- Поступление средств в бюджет от водителей размером около 20 млрд грн. Нас очень заинтересовала озвученная Омеляном цифра, и мы, обладая некоторыми статистическими данными, решили провести приблизительный расчет. Предположительно, на Киев приходится не менее 30% перевозок пассажиров Украины. Количество частных водителей, которые занимаются извозом в Киеве, по нашей статистике максимум 30 000. Предположим, что случится чудо и все водители возьмут лицензию.
 
20 млрд * 0,3 / 30 000 = 180 000 грн – это годовая налоговая нагрузка на водителя, исходя из цифры министра. То есть в месяц каждый водитель должен заплатить 15 тыс. грн налога, чтобы поступления в бюджет составили 20 млрд. В среднем чистый заработок водителя составляет 10 тыс. грн в месяц. Теперь вопрос, насколько должны подорожать тарифы, чтобы водитель смог потянуть такие отчисления в налоговую?
И последний вопрос к министру: как можно вносить правила в закон, не понимая рынок и не зная точного количества его участников?