Автомобили из-за рубежа. Они все чаще встречаются на улицах Хмельницкого. Но одно дело, когда сосед пригнал авто из Польши для себя, а другое - когда на вызов приезжает такси на иностранном регистрации без шашки. В чем заключается опасность такси "на бляхах" и должен знать пассажир, узнавали журналисты vsim.ua.
Машины "на бляхах" уже покупают не только для частных дел, но и для бизнеса. Чаще всего их используют для пассажирских перевозок. Сегодня они работают на так называемые диспетчерские службы, которые предоставляют водителям информационные услуги о имеющихся клиентов. Правда, на вызов авто приезжает без шашки.
В полиции говорят, что пассажиры не получают гарантии по безопасности, садясь в такое авто. Ведь автомобили на еврономерах зачастую зарегистрированы вовсе не на того человека, который сидит за рулем. Если случится ДТП, а водитель решит сбежать - его будет очень сложно найти. В полицейской базе его просто не существует.
В Хмельницкой области периодически работают мобильные группы по контролю за соблюдением законодательства в сфере транспортных перевозок. Но таксистов "на бляхах" ловят крайне редко. Отчеты о работе, как правило, выкладываются на сайт Хмельницкой ОГА.
В феврале этого года на 500 000 гривен "влетел" хмельничанин, который пригнал авто из Литовской Республики. На авто ему предоставили льготы по уплате таможенных платежей. А оказалось, что он "на бляхах" таксует.
Он использовал авто в других целях, чем те в связи с которыми были предоставлены такие льготы, то есть совершил действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, - сообщили в ДФС.
После рассмотрения данного дела, таможенники вынесли постановление, которым хмельничанина привлекли к административной ответственности за ст.485 Таможенного кодекса Украины. Штраф - 300 процентов неуплаченной суммы таможенных платежей, что составляет более 508 712 гривен. Мужчина пытался обжаловать штраф в суде. Однако Хмельницкий горрайонный суд вынес постановление, в котором подтвердил законность действий работников таможни.
Эксперты говорят, что теоретически, каждый пассажир может проверить документы на авто у таксистов и не садиться к тем, кто приехал на еврономерах.
"Настаивать на бесплатной замене автомобиля не получится"
Любомир Кузюткин, партнер юридической фирмы EXPATPRO
Стоит отметить, что большинство современных сервисов перевозок не является собственно такси, в понимании законодательства Украины. Всем известны сервисы предоставляют исключительно информационные услуги, а не услуги такси.
Таким образом перевозки осуществляются по сугубо внутренними правилами сервисов и пассажир может оперировать только ими, а значит настаивать на бесплатной замене автомобиля не может.
Фактическое отсутствие всякого учета и контроля за эксплуатацией автомобилей в иностранной регистрации влечет трудности в привлечении водителей к ответственности, как административной и уголовной, так и гражданской ответственности за нанесенный ущерб. Речь идет о том, что после совершения ДТП водители могут просто исчезнуть, и установить их личность в большинстве случаев невозможно.
Кроме того водители автомобилей на иностранном регистрации обычно не имеют страховых договоров, что затрудняет возмещение убытков. Моя личная рекомендация - стараться избегать поездок с водителями "такси" на автомобилях с иностранной регистрацией.
"На страх и риск самих пассажиров"
Елена Чепижко, советник Председателя Федерации работодателей автомобильной отрасли
Водитель автомобиля иностранной регистрации не является фактически его владельцем, также не несет ответственности за такой автомобиль. А если он не отвечает даже за собственное транспортное средство, он тем более не несет ответственности за травмы своих пассажиров. Поэтому пользования такими такси на еврономерах остается на страх и риск самих пассажиров.
Использование автомобилей на иностранном регистрации в сфере такси незаконно. Водители таких автомобилей в подавляющем большинстве не имеют украинского страхования и, согласно действующему законодательству, не могут получить лицензию на перевозку пассажиров. В случае приезда на вызов автомобиля на иностранном регистрации, пассажир имеет полное право вызвать полицию для составления админпротокола и подать иск о моральном ущербе от службы такси.
Кроме того, в июле этого года первое чтение в ВР прошли законопроекты о автомобилей в иностранной регистрации, где, помимо прочего, есть пункт о запрете использования евроблях с целью предпринимательской деятельности и / или получения доходов в Украине. В частности, это касается такси. В случае принятия этих законопроектов использования евроблях в сфере такси будет дополнительно регулироваться законодательно, и за нарушение установленных правил придется заплатить штраф 34 тыс грн.
Однако главная проблема кроется не только в использовании евроблях в сфере такси, а в самой ситуации на этом рынке. По оценкам Государственной службы Украины по безопасности на транспорте, 95% такси в Украине являются нелегальными. То есть, только 5 такси из 100 работают в правовом поле, платят налоги, страхуют пассажиров, отвечают за состояние транспортных средств и водителей и тому подобное. При таких условиях, автомобили на иностранном регистрации достаточно активно используются в нелегальных перевозках, ведь, по наблюдениям «Украинской таксомоторной ассоциации», Нацполиция часто игнорирует проблему таксистов-нелегалов. Поэтому, как видим, мало принять закон, надо добиться его выполнения.