Водителю предлагается купить месячный или годовой патент, который будет включать налоги. Регистрировать юридическое лицо или ФЛП не нужно. Сертифицированный таксометр, световой индикатор "свободный - занят" и композиция из квадратов в шахматном порядке на дверце автомобиля. Так с точки зрения действующего законодательства должно выглядеть современное такси.
Впрочем, настоящее диктует свои условия, и вместе со стремительной смартфонизацией населения мы получили доступное средство передвижения в виде перевозок на заказ, работающих через сайты-агрегаторы и мобильные приложения.
Требования законодательства остались далеко позади по объективным причинам: такси в таком формате стало востребованной услугой у населения, которое охотно использует его как альтернативу городскому транспорту.
За короткое время пропасть между рынком и законодательством выросла до невероятных размеров. Почти 94% перевозчиков рынка такси остаются в тени, а 40 млрд грн, по которым оценивается объем этого сектора, не работают на государство в виде налогов.
Отсутствие действенных механизмов контроля качества со стороны государства влечет за собой дополнительные риски для потребителей в возможных конфликтных и экстремальных ситуациях.
Основные игроки рынка поддерживают изменения, которые помогут решить указанные проблемы. Хорошим примером для нас могут служить Грузия и Эстония, которые не только кардинально изменили подход государства к индивидуальным пассажирских перевозок, но и внедрили механизмы контроля и обеспечения качества.
Наказывать или поощрять
Модернизировать законодательство, регулирующее рынок такси, можно двумя путями: внедрение более жесткого контроля или либерализация.
Первый путь предлагают те, кто номинально принадлежит к легальным перевозчикам. Предложенное ими введение обязательных лицензий и ФЛП для водителей с полной уплатой налогов приведет к росту тарифов и дальнейшую тенизацию рынка.
Понимая, что в Украине такси доступна массовой услугой, мы делаем первый шаг к либерализации - изменения законодательства рынок, который имеет тенденцию к саморегулированию и эффективной работы в интересах потребителя.
Концепция реформирования рынка, разработана BRDO с участием его крупнейших игроков, позволит контролировать качество сервиса и обеспечить его прозрачность.
Проще для всех
Для большинства водителей, работающих на собственном авто постоянно или на подработки, вопросы оформления лицензированной деятельности и уплаты налогов довольно сложными - они требуют значительных материальных и временных затрат.
Вместе с тем, согласно исследованиям, многие водители поддерживают необходимость действенного регулирования и контроля в отрасли. Принудительная легализация классическим путем этого слоя перевозчиков неизбежно приведет к росту тарифов, к которому украинский потребитель объективно не готов.
Поэтому как сделать это просто и недорого?
Водителю предлагается приобрести индивидуальный месячный или годовой патент (разрешение) - электронный документ, который является формальной заменой лицензии. Он сразу включать в себя налоги и сборы, рассчитанные на предоставление определенного объема услуг такси. При этом водителю не нужно регистрировать юридическое лицо или ФЛП.
Ограничения максимального дохода для водителя необходимо с целью предотвращения использования этого разрешения автопарками и крупными компаниями. Для них мы тоже отменяем лицензии - заменим их необходимостью уведомления.
Кроме внутреннего механизма контроля качества сервисов в виде рейтингов "пассажир - водитель", такое разрешение повышает прозрачность взаимодействия водителей с сервисами, а также вводит дополнительный механизм контроля со стороны государства.
Отрицательный результат проверки, которую тоже упростили до формата прямого заказа через приложение, отсутствие разрешения со стороны полиции или Укртрансбезпекы приведет к крупному штрафу или отключения водителя от сервиса.
Повышение безопасности и качества перевозок, гарантии возмещения в случае нанесения ущерба или вреда жизни и здоровью, впервые за много лет уплата налогов и сборов водителями, честная конкуренция, возможность ведения статистики относительно задействованных в такси водителей - такие преимущества даст государству предложенный механизм.
Внедрение: как быстро
После подписания основными игроками рынка "Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития рынка перевозок пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ" и презентации "Концепции реформирования рынка такси" первоочередной задачей является дальнейшее воплощение ее в законодательстве.
Мы надеемся на быстрое рассмотрение законопроекта новым составом Верховной Рады и принятия закона. Подписание меморандума сигнализирует о готовности крупных компаний применять этот продукт на постоянной основе.
Игра по новым правилам должна начинаться с переходного периода. В течение шести месяцев каждый таксист получит разрешение. Через шесть месяцев после введения изменений в законодательство сознательные игроки рынка не будут принимать в свои ряды тех, кто не приобрел такой документ и не уплатил сборы.
В интересах сервисов - помочь водителям приобрести это разрешение, чтобы переходный период прошел для них без дополнительных затрат.
С нашей точки зрения, либерализация и дерегулирование - это единственный путь решения проблем рынка услуг такси в Украине. Альтернатива в виде жесткого лицензирования и ФЛП только углубит расхождение между законодательством и реальностью и приведет к дальнейшему переходу рынка в тень.
Массовый рынок перевозок пассажиров в Украине не работает по таким правилам. Компании, которые поддерживают этот подход, очевидно, ожидает определенное переформатирование бизнеса, если они хотят стать полноценной частью нового рынка такси.