В таксомоторном бизнесе в Украине занято, по разным подсчетам, от 200 до 300 тыс. авто. Только в Киеве — около 20–25 тысяч. А легальных перевозчиков в 20 раз меньше. Под названием "служба такси" не стоит понимать, службу с собственным автопарком или хотя бы со сложившимся списком сотрудников-водителей. Таких лишь около 10%.
Чаще всего, под видом таксиста к пассажиру подъезжает обычный "грач" на своем личном автомобиле.
Вся система координации таких "грачей" проработана до мелочей. Водитель псевдотакси, часто — человек, приехавший в большой город из области с собственным автотранспортом. В поисках работы он звонит по объявлению "Требуются водители с собственным авто".
Во время короткой беседы его потенциальный "работодатель", скорее всего, поинтересуется лишь маркой автомобиля собеседника и его контактными данными, после чего предложит закачать на телефон программку стоимостью в несколько десятков гривен. Эта программка — дает доступ к серверу обмена заказами. В маленьких городах обходятся радиосвязью.
С другой стороны системы - так называемые ИДС, информационно-диспетчерские службы. Именно они и вовлекают водителей в бизнес. Большая часть ИДС представляет собой обычные квартиры с несколькими телефонами, компьютерами и штатом в несколько человек. Пара-тройка диспетчеров принимают заказы, прикидывают расстояние по ЯндексКартам или GoogleMaps и рассчитывают итоговые суммы оплаты.
Заказ сбрасывают на вышеупомянутый сервер, причем по пути он проходит через транзитные сервера, где заказы сортируют, исходя из ценовой категории тарифов. И вот, именно с основного сервера, его забирает вольнонаемный привлеченный нелегальный таксист-водитель.
Деньги пассажира, по данным Украинской таксомоторной организации, распределяются следующим образом: 6% — ИДС, которая приняла заказ, 5% — ИДС, которая привлекла водителя, 1% — администрации серверной части, остальное — в карман водителя нелегального такси. Параллельно такой водитель платит своей ИДС около сотни гривен абонплаты в месяц за использование вышеупомянутой программы. Обозреватель