Кременчуг - город подпольного таксиЧтобы не платить налоги, многие кременчугские таксисты ушли «в тень». Они говорят, что этот рынок услуг особо никто не контролирует. Юристы отмечают: поездка с таксистом-нелегалом – это риск, в случае ДТП или конфликта претензии предъявлять будет некому.

7 сентября не стало Леры Грабской. 24-летняя девушка села в такси. Автомобиль попал в аварию в районе остановки «ул. Советской Армии». От полученных травм она скончалась практически сразу на месте. Водитель авто не сразу признался, что он таксист – изначально сказал, что просто подвез незнакомку. Работал ли он легально? Какую ответственность несет перевозчик за своих пассажиров? Мы обратились за комментариями в службу такси, но ответа пока не получили. Родственники девушки рассказали «Телеграфу», что эта компания с ними также не связывалась…

Это ДТП вызвало резонанс не только тем, что отняло жизнь молодой девушки. Многие задумались о собственной безопасности. Ведь такси, которое приезжает без «шашечек» и опознавательных знаков – не редкость.

– Сколько я ни вызывала разные службы, очень редко приезжает автомобиль, по которому сразу видно, что это такси. Если и есть «шашечки», их, как правило, снимают, как только я сажусь в машину. Что мне в таких случаях делать? Выпрыгивать из этого такси? А часто и вовсе ничего нет: вглядываешься в номера машин – какая же приехала за тобой? – говорит 25-летняя Наталия.

358 частных предпринимателей (физлиц), предоставляющих услуги такси или перевозки пассажиров, зарегистрировано Кременчугской налоговой инспекцией.

Почему снимают «шашечки»

Мы пообщались с таксистами, чтобы выяснить, почему многие уходят «в подполье». Нам объяснили – налоги слишком высокие.

– Сейчас быть легальным таксистом – нерентабельно, – рассказывает Алексей. – И служб, которые оказывают услуги, как и положено по закону, совсем немного. Несколько лет я был «белой вороной». Работал по-честному, исправно выплачивал все. Но потом налоги стали поднимать. В месяц мне нужно отдать больше тысячи гривен. И это еще не все – есть и другие платежи. В итоге не так давно я решил закрыть свое частное предприятие.

Алексей говорит, когда работаешь официально, каждый день нужно проходить осмотр медика, механика, получать путевые листы – это все деньги. В авто должен быть таксометр, нужно платить за его обслуживание, каждый день по нему отчитываться, иначе – штраф. И таких моментов очень много…

– Причем недавно, например, проверяли маршрутчиков, – делится с нами Алексей. – Результат – 15 фактов управления транспортом с техническими неисправностями. И они проходили механика, их выпустили в рейс. Какой в этом смысл? Зачем за это платить?

По словам нашего собеседника, службы такси зачастую оказывают информационные услуги, а не услуги по перевозке пассажиров. Увидеть это иногда можно и на визитках самих служб, которые честно делятся информацией с потребителем.

– Если служба оказывает информуслуги, то, на мой взгляд, при ЧП – какие претензии к службе? Вез-то водитель… Но тут другое важно – какие требования службы предъявляют к водителям, которых они набрали? Какой их стаж работы? Кто проверяет их прошлое? Раньше, когда я устраивался, диспетчеру даже экзамен по карте сдавал. А сейчас служб очень много, такая тщательная проверка не везде…

Таксист: «Этот рынок – бесконтрольный»

За 5 лет Алексея попросили показать лицензионную карточку всего пару раз – ГАИ и налоговики. Он говорит, инспектора дорожного движения особенно не обращают внимания на «нелегалов»:

– Думаю, сейчас, после резонансного случая, будет отработка, поймают какого-нибудь «нелегала» для вида. Хотя «копать» тут нужно глубоко, причем начиная с тех, кто стоит у вокзала… Меня за все время только один раз «гаишник» попросил лицензионную карточку – обычно их интересует только маршрутный лист. И то я не стал ее показывать – это был не транспортный милиционер.

Руководство городского ГАИ объяснило «Телеграфу» – инспектора следят за соблюдением правил дорожного движения, а лицензии – это полномочия других служб. Мы обратились в Кременчугскую налоговую инспекцию. В информационно-коммуникационном отделе объяснили, что сотрудники налоговой не уполномочены проводить такие проверки самостоятельно. Только в рамках проверок совместно с другими службами. Данными о таких отработках и их результатах не располагали из-за недавней реорганизации в ведомстве.

Также в налоговой сообщили: они разъясняли представителям ряда служб такси, что все их наемные работники, в частности водители, должны быть официально трудоустроены. Вместе с тем фактов незаконного трудоустройства в таких службах выявлено не было.

Адвокат: «Нет таксометра – за услугу не платите»

Кременчуг - город подпольного такси Адвокат Михаил Стаханов объясняет, что по закону такси должно быть оборудовано ​​фонарем («шашечкой» оранжевого цвета) на крыше автомобиля, таксометром, в правом верхнем углу лобового стекла – сигнальный огонек, зеленый или красный. А на дверях авто – черные квардратики, нанесенные в шахматном порядке. Если всего этого нет, возникает вопрос: а такси ли это?

Адвокат Владимир Остахов советует воздержаться от поездок в нелегальном такси – предъявлять свои претензии в случае ЧП или конфликта вам будет некуда.

– Часто такси ездит без «шашечек», или водитель убирает их, когда пассажир садиться в машину. Считается ли такой транспорт такси или нет? И что делать пассажиру в таком случае?

– Если водитель снимает «шашечку», это свидетельствует о том, что, скорее всего, автомобиль не является такси, и перевозки осуществляются незаконно, – говорит Владимир Остахов. – Ведь диспетчерские службы лишь выполняют функции посредников между водителями и пассажирами. У них нет права сотрудничать с водителями, не имеющими лицензионной карточки, что на практике бывает очень часто. Садясь в такси, нужно установить, кто предоставляет вам услуги по перевозке. Обратить внимание, оборудован ли автомобиль соответствующим образом. Поинтересуйтесь у водителя есть ли у него лицензионная карточка. Если авто не оборудовано, а у водителя нет необходимых лицензионных документов, от поездки лучше воздержаться. Потому что защитить в полной мере свои законные права вы сможете в том случае, если обратитесь к легальному перевозчику.

– Часто нет таксометров – цену за проезд присылают СМС-кой. Этого достаточно, чтобы подтвердить факт оказания услуги? Или все-таки нужен чек?

– Если вы приехали в такси к месту назначения, а водитель не смог предоставить вам показания таксометра (не был включен или его просто нет) – вы имеете полное право не платить за поездку. А водитель не имеет права требовать от вас оплаты перевозки. Единственный документ, подтверждающий факт оказания услуги – квитанция. Наличие зафиксированного телефонного звонка в диспетчерскую службу, а также СМС-сообщение, присланное службой, не является подтверждением заключения договора перевозки с такси. – Кто возмещает ущерб, если произошло ДТП?

– Если во время перевозки нелегальным такси произошло ДТП, и пассажиры получили повреждения, то возмещать нанесенный ущерб обязано лицо, признанное виновным в совершении ДТП. Или страховая компания, если с ней заключен соответствующий договор. Но в пределах страховых сумм, определенных законом.

– Куда можно пожаловаться на такси, если клиент недоволен качеством услуг?

– Сперва самому перевозчику – в письменном виде потребуйте принять соответствующие меры и возместить ущерб. Если перевозчик не реагирует или отказал, обращайтесь в управление защиты прав потребителей . Это государственный орган, который наделен соответствующими рычагами влияния на легальных перевозчиков. Кроме того, пассажир не лишен права обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Помните, что разница между легальным такси и нелегальным в том, что легальный перевозчик не будет рисковать получить штраф или лишиться права на занятие деятельностью по перевозке. Если же нет лицензии, нет подтверждения оплаты (чека)​​, то ваши претензии останутся без адресата. И ущерб от повреждения багажа, одежды в случае ДТП никто вам компенсировать не будет. В таком случае ваша поездка – это только ваш риск.

Источник