Уже второй год чиновники обсуждают возможность изменений работы такси в Украине. И это обсуждение уже приобрело форму законопроекта.
Если документ пройдет слушания и будет подписан на всех соответствующих уровнях, службам такси в Украине придется работать по-новому.
Таксисты должны будут получить специальные лицензии, оборудовать свои машины счетчиками, иметь в авто книги жалоб и, соответственно, проводить ТО машины и в обязательном порядке проверять свое здоровье.
Кроме этого, в некоторых городах планируется предоставить таксистам специальные автостоянки. Например, в Киеве планируется оборудовать под такси около 300 автостоянок. По данным КГГА, они будут расположены возле больниц, торговых центров, на площадях и т.д.
Под знаком качества
Основная причина, по которой чиновники хотят изменить систему частных перевозок, - качество и безопасность. В Мининфраструктуры утверждают: сейчас перевозчики не могут гарантировать ни того, ни другого. По данным пресс-службы ведомства, в Украине нелегально работает около 70% перевозчиков.
"Реальных служб такси, у которых свой собственный автопарк, от силы 20% на всю Украину. Остальные перевозчики работают через так называемые диспетчерские. Запрос клиента сбрасывается через диспетчера на сервер, оттуда его может принять любой частный автовладелец и забрать клиента", - рассказывают ТСН.ua в профсоюзе таксистов.
Но можно ли гарантировать качество? "Это наиболее опасная и не отрегулированная деятельность в предпринимательстве. Опасности подвергается не только пассажир, но и сам водитель. Недавно был случай в Киеве: пассажир убил водителя, который подрабатывал перевозками через диспетчерскую, и забрал его машину. Преступника нашли только тогда, когда родственники потерпевшего увидели в сети интернет объявление о продаже машины и обратились в милицию", - рассказывает Борис М., директор службы такси.
Обсуждение в форуме: Закон о такси в Украине
Непросто и клиентам. "Качество работы такси значительно ухудшилось. Выберешь себе одну службу - запишешь телефон, и замечаешь, что уже через три-четыре месяца качество падает. Так недавно я с месячным малышом ехала из больницы, сразу предупредила по телефону: нужна чистая машина и здоровый водитель. Приехал явный наркоман: у него были расширены зрачки, он гнал машину как ненормальный и проехал мой дом, я сделала ему замечание, так он в ответ на меня чуть с кулаками не бросился. Было очень страшно", - рассказывает киевлянка Светлана Ефимова.
"В этой сфере должно быть реальное регулирование и достаточное наполнение рынка субъектами хозяйствования. Рынок таксомоторных перевозок не должен регулироваться инспекторами-контроллерами, что иногда происходит", - убежден Олег Шайко, заместитель председателя Госкомпредпринимательства.
Реформа расценок
Однако пока не всем перевозчикам нравится идея реформы в нынешнем виде. "Будет введен новый контроль, но в нашей стране часто контроль равняется слову "взятка", - говорит Юрий Бобко, таксист со стажем.
Увеличит стоимость перевозки приобретение лицензии и счетчика. "Счетчик стоит 3-5 тысяч гривен. Таксист в Киеве получает 4,5-5,5 тысяч. Это его месячная зарплата, естественно, он выкладывать из своего кармана такую сумму не захочет, переложит ее на плечи потребителя", - уверен Тарас Симоненко, таксист.
В среднем, по подсчетам перевозчиков, после реформы стоимость перевозки увеличится примерно на 20-25%. Для сравнения, сейчас "минималка" колеблется в пределах 30 гривен. В случае реформы она будет обходиться в 38-45 гривен.
"А если сюда приплюсовать еще и стоимость стоянки, - ведь я сомневаюсь, что те стоянки, которые обещает нам городская власть, будут бесплатными, - то поездка на такси вообще получится золотой", - прогнозирует Юрий Бобко.
"Однако тогда будут фиксированные суммы. И некоторые таксисты не будут лупить тариф "новогодний" в праздники или вдвое поднимать цены в сильный дождь, или как в прошлом году, в снегопады", - отмечает Борис М., владелец службы такси.
В профсоюзе таксистов приводят в пример цены в Европе, мол, там 1 км поездки стоит от 10 евро. А поездки на дальние расстояния там и вовсе бьют по карману даже состоятельных европейцев. Например, путешествие на такси в аэропорт в любом крупном городе Европы стоит не дешевле 150 евро.
"Действительно, в Европе такси очень дорогое. Однако и счетчики, и лицензии, и медкарты - все у таксиста есть. Но там есть альтернатива такси - по расписанию курсирует общественный транспорт, какими бы пробки в городе ни были, на трамвайную линию или на полосу, отведенную для троллейбуса или городского автобуса, никто никогда не заедет. А в аэропорты во многих городах ходят современные электропоезда и это дешевле такси примерно в десять раз", - рассказывает Ольга Вдовенкова, киевлянка, которая часто путешествует самостоятельно.
Есть и еще один нюанс, на который обращают внимание чиновников перевозчики - заработок. "Для многих украинцев перевозки - это дополнительный заработок. Я еду на работу с Левого берега к центру (работаю менеджером), через диспетчерскую службу ищу клиента в своем районе. И 40-50 гривен каждое утро у меня в кармане. Если перевозчиков обяжут лицензировать свою деятельность, я потеряю возможность так подрабатывать", - говорит Олег М., киевлянин.
Кстати, возможность подрабатывать, по оценкам экспертов, потеряет не один Олег, а почти 300 тысяч человек - примерно столько задействовано в частных перевозках.
Автор: Светлана Еремина Источник