Машин с "гребешками" много, но профессии "таксист" вроде и нет Собкор "Донбасса" стала участником профилактической операции в Горловке. Ветер, мороз, под ногами лёд - в такую погоду хороший хозяин, говорят, и собаку на улицу не выгонит.

А сотрудники ГАИ города - инспектор капитан Дмитрий Грушко и инспектор техотдела старший лейтенант Олег Фёдоров вместе с  журналистом стоят на обочине, проверяя каждую машину с фирменным "гребешком". Задача операции "Такси-2014" - сделать наш проезд в таких авто максимально безопасным.

Сколько раз, бывало, закажешь по телефону машину, и к тебе подруливает по вызову розовощёкий паренёк, который, судя по внешнему виду, недавно покинул школьную парту. А ведь ему, по-хорошему, надо проработать за рулём не менее трёх лет, прежде чем получить право возить людей. Мне повезло с собеседником. Заместитель начальника ГАИ Горловского горуправления милиции Сергей Доценко начинал свою трудовую деятельность таксистом в АТП, которое находилось наискосок от его нынешнего места службы. Практику в течение недели он на учебном автомобиле предприятия проходил на Золотом кольце в Донецке в районе Южного автовокзала. Сейчас, к сожалению, этого никто не делает, но подполковника милиции гложет не ностальгия, а беспредел на дорогах, против которого действующая законодательная база страны бессильна.

Раньше в Горловке было 400 таксомоторов, а сейчас  их число никому неведомо. ООО "Селет" - единственное на весь город официально располагает такой службой. А остальные фирмы, посадив диспетчера, оказывают так называемые информационные услуги. Поэтому любой водитель, получив, согласно постановлению Кабмина, лицензионную карточку, может спокойно возить пассажиров. Сейчас таких "информаторов" в городе четыре. Было, правда, вдвое больше, но различные финансовые проверки вынудили их к закрытию: затраты на амортизацию машин, налоги и бремя расчётов с государством поставили крест на их бизнесе. Однако это не значит, что с ним расстались водители.

- Все они как частники держат автомобиль в личном гараже. Поэтому перед выездом на работу обходятся без встречи с медиком, и механик не проверяет исправность машины. То есть люди и техника приступают к работе без контроля специалистов, - говорит Сергей Иванович.

Ему вторят более молодые сослуживцы: дескать, частник повозит-повозит пассажиров несколько месяцев, разочаруется, да и бросит вместе с живой копейкой жизнь на колёсах. Он находит себе другое занятие, а его место занимает очередной временщик, который должен обладать лишь необходимым пакетом документов, а ответственность перед пассажирами и пешеходами несёт как рядовой водитель.

Прежде профессия таксиста была в цене, а теперь зачастую они имеют основную работу в МЧС или на шахте, поэтому в выходные дни подрабатывают за рулём. Так, ещё не успев в своём толстом бушлате продрогнуть до конца, Олег Фёдоров остановил машину, которой в свободное время управлял горняк. И таких пруд пруди. Вынужденное "совместительство" не от хорошей жизни, конечно, не преступление, но кто знает, в каком состоянии после основной работы находится таксист?!

В папке "Такси-2014" за неполных пять дней операции подшито уже 18 протоколов. Стоянка в неположенном месте или некорректное поведение на пешеходном переходе в сознании обывателя вроде и за провинность не считаются. А что делать, если водила оказался на подпитии? Четверо  таксистов превысили скорость, а шестеро не имели документов о техосмотре. Какие-то нарушения рассмотрят прямо в ГАИ, а за более серьёзные спросят в суде. Но станет ли от этого легче пассажирам, которые доверчиво относятся к машинам с "гребешками"?!

Гоняют вне правил и под хмельком

Как сообщили "Донбассу" в облуправлении ГАИ, с 20 января, когда в регионе началась операция "Такси-2014", выявлено более 650 нарушений. В том числе:

   -  65 раз - превышена скорость,
   -  27 - правила проезда железнодорожных переездов,
   - 12 - проезд перекрёстков,
   - 8 фактов управления в нетрезвом состоянии.

Кроме того, за отсутствие необходимой документации, разрешающей законно осуществлять услуги по перевозке пассажиров, на штрафстоянку поставлены девять авто, работающих как такси.

Чаще всего на таксистов составляют админпротоколы за превышение скорости движения, проезд перекрёстков на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил обгона и проезда пешеходных переходов. В прошлом году только в Донецке каждое сороковое происшествие - на совести таксистов. Зачастую в момент фиксации нарушений ПДД водителями этой категории в салоне находились пассажиры, оказавшиеся в опасности. Нередко, если случается какое-то происшествие на дороге, таксисты снимают "шашечки" с машины, переходя из категории "перевозчик" в обычные водители. Многие проходят медосмотр лишь формально, а кто-то и не проходит вовсе...

Ирина Коженцова. Андрей Питонов.

Источник