Рынок такси: что может измениться в УкраинеТаксистов могут обязать оборудовать машины индикатором, сигнализирующим, что авто свободно, а самих водителей – проходить медосмотр. Эти изменения возможны, если будет принят Закон «О службе такси».

Законопроект «О службе такси» Верховная Рада должна была принять еще в октябре 2013 года. И хотя его разработкой озадачились аж в 2010-м, чтобы успеть к ЧЕ-2012, но до сих пор он не был рассмотрен парламентом, говорит председатель Харьковского областного отделения профсоюза таксистов Украины Сергей Старцев.

Между тем в парламенте есть два законопроекта: Министерства инфраструктуры и народного депутата Дмитрия Святаша. По словам Сергея Старцева, документы существенно различаются, но условия, предлагаемые Мининфраструктуры, выполнить легче, а значит, и степень легализации и работы в законном поле будет выше. А вот требования другого законопроекта, по мнению эксперта, наоборот, затрудняют переход таксистов в легальное поле, что даст стимул к росту коррупции в этой сфере.

– Но принципиальным отличием между этими законопроектами являются методы ограничения доступа водителей на этот рынок, – констатирует Сергей Старцев. – Сегодня неограниченный доступ привел к тому, что количество желающих работать водителями такси значительно превышает его потребности. Конечно, в условиях нынешней экономической ситуации в стране это удобно государству, так как возможность хоть какого-то заработка в такси снижает социальную напряженность в обществе – многие потерявшие работу самостоятельно себя обеспечивают. Удобна такая конкуренция и потребителям, поскольку приводит к снижению тарифов. Но в результате, для обеспечения своего существования водитель вынужден работать больше допустимого (а это сказывается на безопасности перевозки пассажиров). Кроме того, отсутствует возможность нормального техобслуживания автомобиля и возможность покупки нового авто для дальнейшей работы.

Для регуляции этого момента оба законопроекта вводят понятие местного разрешения на право работы в такси вместо общегосударственной лицензии, но на разных условиях.

Так, проект, предлагаемый Минифраструктуры, предполагает свободный вход в рынок новых участников вначале, но ограничивает этот процесс в будущем. Делается это путем поэтапного увеличения стоимости разрешения на занятие подобным видом деятельности, так что все меньшее число людей в перспективе смогут попасть на рынок пассажироперевозок. Например, в первый год вступления закона в силу разрешение обойдется в одну минимальную зарплату. Через год плата возрастет: в Киеве – до десяти минималок, в Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове – до девяти, в Симферополе и Севастополе – до семи, в других населенных пунктах – до пяти.

Спустя два года после вступления в силу закона стоимость разрешения увеличится еще в пять раз. При этом разрешение выдается пожизненно и доплачивать за него не придется. Дополнительно профсоюз предлагает предусмотреть в законе право передачи в аренду такого разрешения и право наследования.

– Эти права плюс высокая стоимость разрешения в будущем приведут к заинтересованности водителей в быстрой легализации и повышению их ответственности, – считает председатель харьковского профсоюза таксистов. – При этом любой желающий водитель сможет приобрести такое разрешение – никаких административных ограничений не будет.

Предполагается, что водитель будет работать в том административном районе, где он получит разрешение, при необходимости можно будет обзавестись подобным документом для нескольких городов.

– Во втором законопроекте рост стоимости разрешения не прописан законодательно (это право дается местным органам власти), – сравнивает Сергей Викторович.

– Выдается документ на пять лет, потом его снова нужно получать и, соответственно, платить за него. Но самое главное – определением количества игроков на рынке в этом случае должны заниматься органы местного самоуправления. Кроме того, именно местные власти будут определять порядок выдачи разрешений и устанавливать дополнительные требования к автомобилям такси. Мы уверены, что участие чиновников на этапе получения разрешения увеличивает риск коррупции, и опрос участников рынка такси показал резкое неприятие данной нормы во всех регионах страны.

Технические требования к авто станут жестче

Если какой-то из законопроектов будет принят, ужесточатся технические требования к автомобилям такси. Например, в соответствии с одним из законопроектов, такое авто должно:

— иметь электронный таксометр, который будет определять стоимость перевозки;

— иметь кузов закрытого типа с количеством дверей и количеством мест для пассажиров не менее четырех и отделенным от мест для сидения пространством для перевозки багажа;

— иметь исправную систему обогрева и вентиляции салона;

— быть оборудовано признаками такси и специальным оборудованием такси;

— соответствовать утвержденным органом местного самоуправления параметрам комфортности автомобиля такси на местном уровне.

На наружных поверхностях автомобиля должна быть нанесена информация о номере и сроке действия разрешения такси и название или символика города (поселка городского типа), уполномоченным органом которого оформлено указанное разрешение. Кроме того, должен быть установлен индикатор в правом верхнем углу лобового стекла автомобиля, который будет светиться красным цветом, если такси занято, а зеленым – если свободно.

Кроме того, водителя обяжут выезжать с целым пакетом документов. Среди них:

— водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство;

— действующая медицинская справка;

— сервисная книжка автомобиля такси;

— страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;

— разрешение такси;

— аттестат водителя такси, сервисная книжка электронного таксометра, договор об информационно-диспетчерском обслуживании – в случае сотрудничества с ИДС;

— документ, предоставляющий право не применять регистратор расчетных операций, или заверенные уполномоченным лицом и печатью перевозчика на такси копии указанных документов.

Диспетчеры будут отвечать за заказы

Соответственно, ужесточатся требования и к диспетчерским пунктам: для них будет предусмотрено свое свидетельство об аккредитации. Это тоже актуально, признает Сергей Старцев.

– В постсоветских странах 90% перевозчиков работают через диспетчерские службы. А что это значит? Эти службы не несут ни за что ответственности — даже за прием-выдачу информации, – подчеркивает эксперт. – Но если диспетчерская служба заключила договор с водителем, логично, что она должна нести с ним и солидарную ответственность перед клиентом — за опоздание на вокзал, обман и т. д. И я внес соответствующее предложение в законопроект. Пока же ответственность на себя берут только солидные службы по собственному почину — выплачивают клиенту компенсацию, уже внутри организации решая, как наказать водителя. В остальных случаях клиент бесправен. И недобросовестные службы могут просто заявить в случае чего, что такого заказа у них не было. Если закон примут, диспетчерским придется получать разрешение и выполнять определенный перечень требований, который доморощенным диспетчерским не по зубам.

Цены сразу вырастут

Все эти новшества неизбежно приведут к увеличению стоимости проезда, предупреждает Сергей Старцев, минимум на 3—5 гривен на каждой перевозке – в связи с обложением таксистов налогом. Для сравнения сейчас «минималка» колеблется в пределах 20-30 гривен в зависимости от качества автомобиля такси и количества километров в «минималке».

– Клиент получает более дорогую услугу, поскольку водитель включит налоговую составляющую тариф, – не сомневается эксперт. – Таксист, который готов работать, будет платить налоги и отчисления в Пенсионный фонд, но если на эту же сумму будет увеличен тариф. Я не говорю уже о затратах на переоборудование машин. Ведь хорошие машины надо менять раз в 3—5 лет. И на это нужно заработать. Главное, чтобы правила игры были одинаковыми для всех. Если же будут исключительные, и какие-то службы будут иметь преимущественное положение на рынке, например, их не будут проверять, то это прямой путь к коррупции и подавлению конкуренции.

О чем забыли авторы законопроектов

В первую очередь – о правах пассажиров. Ведь до сих пор клиент такси, попавший в ДТП во время поездки, не сможет получить компенсацию, если свидетели не подтвердят, что он ехал в этой машине, говорит директор Украинского центра послеаварийной защиты «Эксперт-сервис» Анатолий Ивлев. Другим способом ему не доказать, ведь таксист редко и весьма неохотно выдает чек, подтверждающий факт поездки.

– Я работаю с 30-ю страховыми компаниями, и скажу, что они ищут любую зацепку, чтобы не платить, – отмечает эксперт.

Поэтому специалисты предупреждают: таксист, находящийся на едином налоге, обязан выдавать по требованию клиента чек (произвольного вида), где указываются дата, номер свидетельства о госрегистрации и сумма, полученная за перевозку. Если же таксист работает нелегально – клиент будет проходить по делу как пассажир данного транспортного средства, и ему положена страховка на сумму до 100000 грн. в соответствии с условиями страхования автогражданской ответственности.

Но и безопасность водителей также остается виртуальной.

– Нападения на таксистов происходят часто, – подтверждает Анатолий Ивлев. – Сядут в машину несколько человек, выберут конечной точкой пустынное место, например, на Алексеевке, и там делают с водителем что хотят. А сколько не зафиксировано таких случаев? Мы давно предлагаем установить в каждом такси специальный пейджер и видеонаблюдение. Специально сконструированный пейджер подает сигнал на пульт управления диспетчеру, если с машиной или водителем что-то случилось: попала в ДТП, стоит, и при этом водитель не сообщает, что довез пассажира или стоит в пробке и т.д. По такому маячку машину всегда можно найти в пределах Украины. Ко мне недавно обратились по поводу убийства таксиста в поселке Безлюдовка. Бандиты отрезали водителю голову, документы забрали. Как определить – кто погибший и откуда? Удалось лишь по ключу от кодового замка установить его адрес, но сколько же ушло времени на это! А по маячку диспетчер сразу понял бы, что с водителем что-то произошло, и позвонил в милицию. А если еще видеонаблюдение установят – не видеорегистраторы, а именно возможность следить за автомобилем по монитору, – проблема с нападением на таксистов вообще стала бы не актуальной.

Эти приборы помогли бы также фиксировать, какое количество пассажиров берет таксист. Ведь сейчас, желая заработать больше, водители, сотрудничающие с ИДС, нередко берут «леваки», не сообщая об этом диспетчерам, и в случае нападения трудно потом установить, сколько человек было в машине, где они сели и т. д. А специальное оборудование все это могло бы фиксировать, уверен Анатолий Ивлев.

– Кроме того, есть разработки, позволяющие определить, тормозил водитель или нет, с какой скоростью ехал, как проехал перекресток – не на красный ли сигнал светофора. Все эти меры значительно повысили бы безопасность участников движения, – убежден аварийный комиссар.

На пользу таксистам была бы и установка сейфов в авто, причем в таком месте, откуда их нелегко вытащить – например, из-под сиденья.

– Ведь в основном нападают из-за денег и завладения транспортным средством, – считает Анатолий Ивлев. – Эти меры помогли бы все эти случаи свести к минимуму.

А еще эксперт советует снабдить таксистов памяткой, как действовать в экстренных случаях, например при ДТП.

– Потому что в растерянности они не могут вспомнить даже телефон милиции, не говоря уже о том, что именно обязаны делать – какую помощь оказывать, куда везти, куда звонить. Забывают даже позвонить своему хозяину, который может выслать группу поддержки, – поясняет Анатолий Ивлев.

А как на Западе?

По данным Сергея Старцева, в Европе такси в основном существует как рынок самозанятых водителей, занимающихся извозом на своей машине. Автопредприятия там занимают до 15% доли рынка. При этом в Венгрии таксуют исключительно машины желтого цвета. В Барселоне большинство такси – черно-желтого цвета, хотя официально это не оговорено, просто закрепилось в практике. В Нью-Йорке медальоны на право забирать людей с улицы и автостоянок получают тоже водители желтых машин. Остальные могут работать по вызову, но не имеют права брать людей с улицы. При этом основной стимул для водителя подходить к делу со всей ответственностью – дорогая лицензия, которую вмиг лишишься, если что-то нарушишь.

– Так, в Афинах лицензия стоит 100 тысяч евро, на Лазурном берегу Франции – 300 тысяч евро. Это единственный рычаг, который управляет этим рынком, – подчеркивает Сергей Викторович. – На подобное управление хотело перей­ти и Министерство инфраструктуры, предлагая свой законопроект. Если при этом тарифы будут рентабельными, это действительно будет серьезным стимулом.

– В Европе есть еще одна особенность – там таксист не имеет дела с наличностью, – добавляет Анатолий Ивлев. – Клиент расплачивается кредиткой с хозяином службы, поэтому грабить водителя уже не имеет смысла. Кроме того, таксист получает фиксированную плату, а его передвижения известны диспетчеру.

Татьяна Литвина Источник