Мы собрали семь реальных способов заработать деньги на своем автомобиле. В нынешние непростые времена многие украинцы задумываются о том, как найти подработку или получать какие-то деньги во время поиска работы. Первое, что приходит в голову автовладельцам, — можно ли с помощью машины зарабатывать деньги? Особенно этот вопрос важен для тех автолюбителей, кто приобрел машину в кредит и хочет, чтобы она хотя бы отбивала ежемесячные взносы.
«Сегодня» собрала наиболее популярные способы того, как это сделать. Отметим, что нам известно множество случаев, когда подработка начала приносить людям серьезный доход и стала постоянной работой.
Перед тем как рассматривать способы заработка на авто, нужно понимать цену вопроса. Во-первых, себестоимость услуги. Например, машина за 120 тыс. грн теряет за 120 тыс. км пробега (5 лет) 60 тыс. грн (полцены). Добавим сюда 20 тыс. грн на сервис (4 тыс. грн в год), мойку и различные мелочи (омыватели и т. д.) — один километр обходится минимум в 0,7 грн. Если прибавить стоимость топлива (при расходе 8—10 л/100 км и цене в 16 грн/л), то этот километр подорожает еще на 2—2,5 грн. Плюс еще на 1,5 грн себестоимость вырастет за счет кредитных платежей в банк (36 тыс. грн/год или за 25 тыс. км). Итого километр пробега при коммерческих перевозках стоит порядка 3,5—5 грн.
Во-вторых, рассматривать авто в качестве инструмента для заработка можно лишь в том случае, если оно для этого подходит: есть 4 пассажирских места и полноценный багажник. Кроме того, машина должна находиться в исправном состоянии. Иначе вы просто не сможете выполнять свои обязательства перед клиентами, а будете тратить много времени и средств на общение с мастерами СТО.
Вариант первый: Курьер на своем авто
Прозвонив с десяток столичных объявлений с такой вакансией (к слову, их оказалось довольно много), мы выяснили, что можно работать и с почасовой оплатой, и на условиях полной занятости.
ПО ЧАСАМ. Речь идет о доставке пиццы или суши с понедельника по пятницу с 18:00 до 24:00, а в субботу и воскресенье — с 10:00 до 21:00. Оплата при этом составляет 15 грн в час, плюс водителю компенсируют расходы на топливо из расчета 10 л на 100 км. Правда, платят только за реальные часы работы, то есть если в этот день были заказы лишь на 3 часа из рабочей смены, то заплатят лишь 45 грн, а не 90, как за полную смену. Плюс есть нормативы по срокам доставки (рассчитываются, исходя из маршрута) — к примеру, если пицца приедет позже, чем через полчаса, водителя оштрафуют на 5 грн. А если опоздания будут регулярными, то от услуг такого водителя просто откажутся. Ночью уложиться в жесткие сроки несложно, а вот в час пик (с 18:00 до 21:00) есть риск попасть в пробку и сорвать время доставки. Если у вас экономичное авто (тратит до 7 л/100 км), то в месяц (при работе 5 дней в неделю) можно заработать 1800 грн. Если работать лишь по выходным, то 1400.
ПОЛНЫЙ ДЕНЬ. Речь обычно идет о доставке товаров из интернет-магазинов по адресам клиентов. Ежедневные пробеги составляют порядка 70—100 км (расходы на топливо компенсируют из расчета 10 л/100 км). Зарплата — 5—6 тыс. грн/месяц.
Кроме непосредственно вождения авто, придется общаться с клиентом, подписывать документы (акты, чеки) и материально отвечать за сохранность доставляемых вещей. Главный риск в том, что такого курьера могут побить и ограбить.
Вариант второй: частный извозчик
Ездить по городу с «шашечкой» или пытаться выловить клиента на обочине при нынешних ценах на топливо не имеет смысла. Более надежно стоять на остановках и возле мест отдыха по вечерам (можно после основной работы). Однако нужно учитывать, что в таких местах, во-первых, любят «пастись» ГАИ и ГАТИ (транспортная инспекция Минтранса), которые за нелегальный извоз штрафуют водителей на 640 грн (могут сесть в вашу машину под видом обычного клиента, а потом после первого же проеханного километра машину остановит предупрежденный гаишник и оштрафует водителя).
Во-вторых, на наиболее хлебных местах действует своя мафия — охранники ночных заведений требуют делиться заработком за право стоять рядом. В-третьих, могут быть конфликты с другими таксистами (если вы назвали цену на проезд ниже, чем у них) — из мести могут пробить колесо. К этому нужно быть готовым и со всеми договариваться. В итоге заработок на одной поездке едва превышает 40—50 грн, а за вечер удается развезти лишь нескольких клиентов.
С ДИСПЕТЧЕРОМ. Это более спокойный способ. Вы заключаете с фирмой договор, и она за определенную плату (в среднем 10% за заказ) передает вам информацию о заказах. Ездить по городу нужно постоянно, что довольно тяжело, с учетом пробок, зато заработок составляет около 200—250 грн за 8 часов работы.
Вероятность попасть на штраф (упомянутые 640 грн) есть, но на практике привлечь водителя к ответственности нереально (о том, как стать легальным таксистом, читайте блок «Работа в такси по закону»). Но нужно понимать, что заработки при в работе в такси непостоянные: бывают неудачные дни, когда клиентов либо нет вообще, либо прибыль едва превышает 40—50 грн.
Вариант третий: работа в такси по закону
Чтобы работать легально, необходимо получить лицензию на перевозки. Для этого придется зарегистрироваться как ФЛП (физлицо-предприниматель) и выбрать 2-ю группу единого налога. Ежемесячные выплаты составят 666,25 грн (243,60 грн единый налог плюс 422,65 грн — единый соцвзнос). Кроме того, нужно оформить лицензию в Мининфраструктуры Украины. Для этого необходимо, кроме документов предпринимателя, предоставить техпаспорт на авто и/или договор аренды машины.
Оформление лицензии лучше поручить юридической фирме (она берет за услуги порядка 2 тыс. грн), а стоимость различных госсборов выльется еще в 1,5 тыс. грн. Одновременно с оформлением лицензии нужно обратиться в территориальное управление ГАИ за лицензионной карточкой (ее выдают бесплатно).
Как видим, такие расходы имеют смысл лишь в том случае, если вы окончательно решили работать в такси. Если же вы рассматриваете такую работу лишь как временную или дополнительную, лучше оформиться в качестве водителя к другому предпринимателю-таксисту и платить за себя лишь единый налог и социальный взнос.
Вариант четвертый: персональный водитель
Зарплата водителя со своим автомобилем в частной структуре в среднем по Киеву составляет 6—8 тыс. грн. Но к авто обычно предъявляют довольно высокие требования: отсутствие внешних повреждений и наличие кондиционера. Вам придется возить сотрудников по рабочим делам, а фирма компенсирует стоимость топлива и амортизацию автомобиля. Правда, точная сумма этих двух видов компенсации является предметом торга при трудоустройстве. Выгодно, если организация берет на себя все расходы по ремонту и сервису исходя из расценок на официальных СТО, а возврат денег за топливо производит по чеку. Тогда указанные выше суммы являются вашим чистым доходом. Если же компания-работодатель предлагает компенсацию расходов на топливо, исходя из данных, указанных в паспорте авто (например, по паспорту машина «ест» 6 л/100 км, а по факту — 8), а расчет амортизации осуществляется по бухгалтерским правилам, то реальный доход будет на 1—1,5 тыс. грн ниже, в случае крупной поломки можно и вовсе остаться без заработка. Важно договориться с работодателем и о страховании авто — такого рода работа требует полного КАСКО (6—8 тыс. грн в год).
Еще один недостаток: такая работа довольно скучная, ведь машина может стоять часами (в пробках, в ожидании на парковке).
ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ. Владельцы авто повышенной комфортности либо бизнес-класса зарабатывают почасово на обслуживании свадеб, конференций и т.д. Цена услуги составляет 130—150 грн в час, из которых треть забирает агентство-посредник. Правда, оно же и гарантирует ежедневную поставку клиентов — загрузка составляет по 6—8 часов в день. Чистый доход в месяц — около 12 тыс. грн, но к работе не допускаются машины старше 5 лет.
Если у вас авто попроще, то чистый заработок составит 50—80 грн в час, но работа будет ежедневной.
Пятый и шестой варианты: сдача машины в аренду и реклама
Если по какой-то причине у вас есть «лишний» автомобиль, его можно сдать в аренду таксистам и зарабатывать на этом около 150—200 грн в сутки (авто класса «Ланос»). Но нужно быть готовым к тому, что автомобиль будут «убивать» в прямом смысле слова — водители ездят на них по принципу «не мое — не жалко». Посольку таксисты используют арендованные машины круглые сутки (посменно ездят 2—3 водителя), пробеги вашего авто могут в 3 раза превысить стандартные 20—25 тыс. км в год. Заниматься обслуживанием и ремонтом лучше самому владельцу — арендаторы могут взять на эти цели деньги, но на самом деле продолжать ездить на неисправном авто или старом масле, из-за чего машина быстро придет в негодность. При таком использовании «железного коня» нужно обязательно застраховать, а сам договор аренды оформить нотариально (нотариус внимательно проверит паспортные данные таксиста) — известны случаи, когда мошенники брали авто по поддельным документам и тут же продавали его на запчасти. В договоре важно оговорить условия возмещения ущерба в случае аварии или угона машины (даже если авто застраховано, в договоре аренды нужно прописать, что занимается документами не владелец авто, а таксист). Также нужно указать и ответственность в том случае, если после аварии страховая отказала в возмещении ущерба (например, если таксист был пьян) — зафиксируйте, что в этом случае таксист обязуется «отработать» стоимость авто.
Лучше заключать договора не напрямую с таксистами-частниками, а компанией, которая оказывает услуги такси и сдает свои авто в субаренду: они хоть немного контролируют работу водителей.
РЕКЛАМА. Существует такой вид заработка, как оклейка своей машины рекламной продукцией. Сумма заработка (гонорара) зависит от площади кузова, который используется под оклейку, года выпуска и класса авто, а также от длительности проведения рекламной акции. Например, за рекламный стикер на боковой поверхности кузова и заднем стекле «Ланоса» дадут около 1200 грн. А просто за наклейку на заднем стекле того же автомобиля — 400—600 грн. Правда, рекламодатель (а таких предложений в сети и СМИ множество) устанавливает норму пробега — она должна составлять не менее 600 километров в месяц (20 км в день). Выплаты происходят ежемесячно после того, как представитель рекламодателя снимет показатели спидометра. При полной оклейке авто можно заработать 3—4 тыс. грн в месяц.
Седьмой вариант: помощь на дороге
Этот вид заработка заинтересует тех водителей, кто хорошо разбирается в конструкции авто и имеет навыки буксировки на гибкой сцепке.
ЭВАКУАЦИЯ. Суть в том, что услуги эвакуатора стоят недешево, да и времени с момента вызова может пройти немало, а вы предлагаете решить вопрос с той же эффективностью, но в два раза дешевле. Так, сейчас в столице только за то, чтобы поставить авто на эвакуатор, просят 200 грн, а за транспортировку автолюбителю приходится платить из рассчета 10 грн/км — в среднем услуга обходится в 400—500 грн. Вы же можете дотянуть сломанную машину до места стоянки или ремонта (на расстояние около 20 км) за 200—250 грн, из которых на топливо нужно потратить лишь 30—40 грн. Если напечатать визитки и разнести их по СТО, то вполне реально получить стабильный поток клиентов — за день можно заработать 500—600 грн.
МЕЛКИЙ РЕМОНТ. Сломанный автомобиль не обязательно тянуть до ближайшей СТО: имея в багажнике минимальный набор инструментов, можно оказывать мелкий ремонт прямо на дороге. Понятное дело, что полноценное СТО он не заменит, но позволит хотя бы дотянуть до сервиса своим ходом, а не на буксире.
Например, прямо на дороге можно завести авто с севшим аккумулятором с помощью проводов для прикуривания (50 грн), поменять свечи (100 грн), подвезти запас воды в расширительный бачок для закипевшего авто (150—200 грн). Кроме того, можно оказывать помощь в случае нестандартных ситуаций. Например, если водитель пробьет сразу два колеса, а шиномонтаж находится достаточно далеко, можно подъехать с набором инструментов и насосом, чтобы заклеить прокол и накачать колесо — временное решение, чтобы «железного коня» хоть как-то дотянуть до шиномонтажа.
Подведем итоги
Как видим, большая часть предложенных способов подработки не дает гарантированных прибылей — 2—3 тыс. грн можно заработать и без машины, если устроиться на вторую работу. Нерегулярный же извоз также приносит небольшие деньги и связан с риском получить штраф.
Сдача авто в аренду либо оклейка его рекламой — тоже мероприятие сомнительное. В первом случае машину быстро «убьют», во втором деньги небольшие, а от наклеек на кузове могут остаться несмываемые следы клея (перекраска стоит $1000). Средний вариант — работа в компании водителем. Заработок в этом случае позволяет отбивать затраты на авто, даже если оно куплено в кредит. Но много денег такой вид деятельности не приносит — 6—8 тыс. грн чистыми.
А вот предпринимательская деятельность в виде организации и предоставлении услуг такси, транспортных мероприятий, а также ремонта на дороге может заменить постоянную работу: по опросам «Сегодня», такие автовладельцы зарабатывают по 10—15 тыс. грн в месяц.