Украинский рынок такси уникален – в хорошем смысле. Эксперты рынка отмечают высокий спрос и одновременно высокую конкуренцию, которые его и сформировали в нынешнем виде. В Киеве такси дешевле, чем в любой из соседних столиц – и большинстве стран Европы. Диспетчерские службы такси много лет обмениваются заказами, как следствие, число отказов при заказе машины минимально. В Москве, например, такого до сих пор нет.
Когда Uber заходил на украинский рынок, в крупных городах уже более года работал его украинский аналог – Uklon, сервис заказа автомобиля по смартфону. Это показательный итог, показывающий, как конкуренция и спрос формировали инновационный рынок.
Как следствие, государственное регулирование сферы не поспевает за развитием технологий и моделей бизнеса на этом рынке. Ярослав Дубневич, председатель Транспортного комитета Верховной Рады, объясняет: поскольку регулирования и контроля нет, серьезно страдает безопасность пассажиров. Медиа в последнее время публиковали целый ряд историй о жертвах аварий с участием такси. Люди страдают. Мало того -- они часто не получают компенсации за ущерб. Водители-нелегалы, а также диспетчерские службы не спешат с подобными компенсациями, поскольку действующие законы оставляют им такую возможность. При этом традиционные способы – еще больше ужесточить правила, сильнее зарегулировать рынок – не сработают. Поэтому законодательство в сфере такси должно быть таким же гибким, как и сам этот рынок.
«Сейчас у нас ситуация следующая: 85% водителей работают нелегально. По другим оценкам – 90%. А что значит нелегальная работа? Это значит, нет никаких гарантий, что транспортное средство исправно, что водитель адекватен, это значит, такси не платит государству никаких налогов, риски пассажира в случае ДТП никем не застрахованы, - говорит Ярослав Дубневич во время круглого стола в Транспортном комитете ВР. - Не думаю, что эту проблему можно решить как-то иначе, чем заинтересовать таксистов работать по общим правилам, единым для всех. Сейчас дело обстоит иначе: у нас есть таксисты, работающие по лицензии, легально. Лицензия кроме головной боли им почти ничего не дает. Зарабатывают они меньше, потому что платят налоги. Поэтому большая часть водителей такси ушла в тень. И продолжает уходить. Если мы еще больше закрутим гайки с перевозками, еще часть таксистов уйдет в тень. Поэтому нам нужен иного рода закон – который бы делал работу легальных таксистов выгодной, привлекательной».
Обсуждение в форуме: Закон о такси в Украине рассмотрят уже в сентябре
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который должен был урегулировать рынок такси (№3107, авторы – Андрей Вадатурский, Олег Медуница и еще 14 депутатов). В какой-то мере он революционный – предоставляет статус водителям-нелегалам (в тексте они названы «водители по вызову»), а значит и определенные права. Ярослав Дубневич говорит, что авторы ищут правильный подход – как заинтересовать водителей работать легально, какие преимущества они получат, получив лицензию. Например, в законодательстве уже есть определенные механизмы для легальных таксистов (право проезда по полосе общественного транспорта, парковка на выделенных стоянках для такси, приоритет при парковке возле аэропортов и вокзалов). Но этого мало. Нужно создать такие условия, чтобы водитель объективно захотел «легализироваться».
Второй важный момент – урегулировать статус таких сервисов, как Uklon или Uber. Тот же Uber зарегистрирован в Украине, как маркетинговая компания,. Соответственно, трудно обязать ее нести какую бы то ни было ответственность за пассажиров, доверившихся ей.
В законопроекте подобным сервисам предполагается предоставить статус «информационно-диспетчерской службы». Они должны предоставлять информацию контролирующим органам - в том числе о водителях, которые с ними сотрудничают. Те, в свою очередь, должны составить единый реестр перевозчиков такси.
Нюансы законопроекта обсуждались на круглом столе с участием всех заинтересованных сторон – профсоюзов таксистов и общественных организаций, отстаивающих их интересы, диспетчерских служб, таких как Uber, и контролирующих органов: Укртрансбезопасности, Нацполиции, Госфискальной службі, Мининфраструктуры. В данном случае Транспортный комитет выступил в качестве модератора: собрать всех заинтересованных лиц и предложить высказаться. Если необходимо, внести изменения - прежде, чем выносить проект на рассмотрение Верховной Рады.
«Было бы неправильно, если бы мы, в Транспортном комитете, взяли доработки законопроекта на себя. Наша цель состояла в другом – собрать всех, кто действительно связан со сферой такси, вместе сесть и подумать, что и как следует изменить в тексте. То есть, Транспортный комитет постарался выступить исключительно в роли модератора спора, в котором должна родиться истина. И думаю, получилось», - отмечает Ярослав Дубневич.
Общее мнение участников аналогично – законопроект требует доработки, включения реальных механизмов, которые могли бы стимулировать водителей такси вернуться в легальную сферу. Выиграет бюджет – увеличатся налоговые отчисления. Но в первую очередь выиграет обычный человек, ведь легализация такси – это процесс, существенно повышающий гарантии пассажира.
Планируется, что законопроект поступит на рассмотрение Верховной Рады уже в сентябре.
«Мы тянуть не будем. Надеемся, что в сентябре, сразу после парламентских каникул, Рада рассмотрит целый пакет подготовленных нами неотложных законопроектов, касающихся развития транспортной отрасли. И законопроект о такси, который будет доработан с участием всех заинтересованных сторон, совершенно точно попадет в их число», - обещает Ярослав Дубневич.