94 из 100 такси нелегальные: что не так с этим рынком в Украине

Украинские законы устарели. Из-за этого таксисты ушли в тень и больше не несут ответственности перед пассажиром. Большая часть такси в Украине работают вне закона. Шесть из ста перевозчиков платят налоги в госбюджет и несут полную ответственность за пассажира. Остальные – в тени.

В чем причина? На самом деле, закон о такси в Украине давно устарел. Чтобы легально таксовать, нужно получить лицензию и платить налоги. В итоге, работа по закону приводит к убыткам – таксисту проще присоединиться к Uber, Uklon или другим площадкам. Они тоже не зарегистрированы как службы такси.

Таксистам не выгодно быть в законе

Александр Прилипа бросил бизнес и стал таксистом. Два года назад у него был небольшой продуктовый магазин в спальном районе Киева. Его пришлось закрыть – через дорогу открылся большой супермаркет, который и переманил всех покупателей. Как раз тогда в Киев зашел Uber, который и стал основным заработком бывшего бизнесмена.

"Я плачу только комиссию компании. Работаю по 12 часов в сутки и за месяц зарабатываю даже больше, чем в магазине – около 60 тысяч гривен. Все, что от меня нужно было – отправить в Uber сканы страховки, техпаспорта и водительского удостоверения. Как предприниматель не оформлялся. Лично я налоги не плачу, думаю, достаточно того, что отдаю процент, а с него уже платятся налоги", – рассказывает Прилипа.

Таких как Александр – тысячи. По подсчетам Украинской таксомоторной ассоциации, в режиме такси работает 220 тысяч украинцев. Большинство работают неофициально, так как требований к ним мало. На этом рынке крутится 40 млрд грн ежегодно, уверены в Офисе эффективного регулирования BRDO.

В тени 98% рынка. Сюда относятся незарегистрированные информационно-диспетчерские службы, или зарегистрированные, но как информационные или консалтинговые компании – так, например, работает UBER. А зарегистрированные службы сотрудничают с нелицензированными таксистами. Средний заработок таксистов, которые работают по закону, в 2017-м составлял 4,9 тыс. грн в месяц. Это минимум в три раза меньше, чем таксисты, работающие в тени.

Из-за серого рынка проблемы не только у государства (с налогами), но и у пассажиров.

Пассажиры такси без прав

"Год назад заказывала машину через приложение. Такси приехало быстро, но совсем с другим водителем и литовскими номерами. Потом я узнала, что по такой схеме работают мошенники. Я опаздывала на поезд, поэтому не стала разбираться. Расплачивалась я наличкой, и было в кошельке только 500 грн одной купюрой. Водитель взял деньги, но сказал, что сдачи у него нет. Предложила поменять на мелкие в киоске рядом, он сказал, что сам поменяет. И ушел. Ждала минут пять, а через три у меня отправляется поезд. Водитель так и не пришел. Пришлось без денег бежать на поезд. Думала, разберусь через поддержку службы такси, а выяснилось, что водитель отменил заказ. То есть, по факту, я якобы вообще не пользовалась услугами такси", – говорит Алена Винниченко.

Действенного механизма выявления нелегалов нет, отмечают в Офисе эффективного регулирования. Поэтому пассажиры получают низкое качество услуг, начиная с того, что на вызов приезжают старые, неисправные машины, в том числе "евробляхи", непрофессиональные водители, которые создают ДТП. Самое главное – нелегальщики не несут ответственности перед клиентом.

Государство тоже в минусе. По подсчетам Офиса эффективного регулирования, госбюджет недополучает около 4 млрд гривен в год.

Вместе с тем, страдают и официальные перевозчики – нелегалы не платят налоги и не несут расходов, связанных с соблюдением лицензионных условий. А базовым условием безопасности пассажиров является наличие лицензии у таксиста.

Дело в том, что бизнес-модель такси меняется. Традиционная модель предполагает перевозчика, диспетчера и техническую службу. Теперь же одна компания через онлайн-приложение становится посредником между пассажиром и перевозчиком. При этом контроль за состоянием перевозчика, автомобиля не осуществляется.

"На рынке складывается ситуация, когда новые бизнес модели, с одной стороны, не могут использовать услуги лицензированных перевозчиков и не имеют интересов создавать такую операционную базу, а с другой – нуждаются в легальной модели труда перевозчиков и основаниях для установления хозяйственных отношений с ними", – говорится в отчете Офиса эффективного регулирования "Рынок такси".

Это приводит к тому, что компании посредников, информационно-диспетчерских служб, двояко трактуют законы, а именно сотрудничают с нелегальными перевозчиками, стараются использовать исключительно наличные расчеты, работают через интернет из-за границы, и т..п

Что надо менять на рынке такси

Лицензии надо отменить, считают эксперты BRDO. Вместо них – внедрить декларативный принцип работы в такси. Это не ухудшит безопасность пассажиров, но уменьшит поле для коррупции, которая возникает при выдаче лицензии. Тогда все перевозчики смогут называться "такси", а информационно-диспетчерские службы – рекламировать услуги такси без ограничений.

Но разрешительные документы все-таки должны быть, считают эксперты. Они могут быть платными и ограниченными во времени, например, на один год. Это даст право контролирующим органам проверять такси и устанавливать требования к водителю и его автомобилю.

При этом стоит ввести одноразовый платеж за выдачу разрешения. Этот платеж будет засчитываться как уплата всех налогов и сборов за период действия разрешения без потребности регистрироваться как предприниматель. Так легально работать в такси станет проще, считают эксперты.

Также в Офисе эффективного регулирования предлагают контролировать агрегаторы заказов, такие как Uber или Uklon и другие. В BRDO хотят, чтобы они тоже получали разрешения или лицензии.

А еще эксперты предлагают обязать агрегаторы регистрироваться в Украине и платить налоги здесь. Сейчас такие платформы никак не отчитываются о том, с какими таксистами они работают. Такую обязанность предлагают ввести. Кроме того, отчетность должна быть и за полученные заказы от пассажиров и их передачу перевозчикам.

Источник