Закон о безопасности перевозки детей в машине вступил в силу в Украине. За перевозку детей без автокресла в первый раз придется заплатить 510 гривен. За повторную — 850 гривен. Машину может остановить патрульная полиция. Инспектор имеет право проверить, соблюдают ли правила перевозки детей в автомобиле.
Не заинтересованы
Львовянка Елена Кулигина рассказала в комментарии Радио НВ, что таксист согласился везти ее с ребенком, но только при условии, что она заплатит штраф в 500 гривен, если их остановит полиция. Кулигина отметила, что вызвала такси вместе с подругой, которая была с ребенком. Водитель увидел трехлетнего малыша и выдвинул условия.
Когда клиентки предложили установить собственное автокресло, он отказал, несмотря на то, что техническая возможность была. Елена с подругой сразу в машине позвонили в службу поддержки и пожаловались. Однако сотрудники стали на сторону таксиста.
«Когда водитель подъехал и увидел, что мы с ребенком, он сразу сказал довольно безапелляционно: Я вас с ребенком не повезу. Но сразу поехал и говорит: Если вы готовы оплатить штраф в 500 гривен. На что мы говорим: Окей, мы готовы предоставить свое автокресло, потому что мы едем от дома, и есть возможность установить свое. На что водитель сказал, что он не будет ждать, он не заинтересован, и сразу позвонил в службу поддержки. Оператор сразу без дальнейших разговоров отменила этот вызов», — отметила Елена.
Журналистка Радио НВ позвонила в несколько киевских служб такси, чтобы узнать, готовы ли они перевозить детей с автокреслами. По легенде, нужно было перевезти детей пяти и семи лет.
В одной службе отметили, что для этого нужно вызвать авто крайней мере за три часа, в других попросили делать заказ за сутки, и даже при таком условии не пообещали найти машину сразу с двумя автокреслами. За одно кресло придется доплатить 70 грн к стоимости поездки или даже двойной тариф.
Обязательно дороже
Обычно люди с детьми не часто заказывают такси, отметил в комментарии НВ глава ассоциации информационно-диспетчерских служб Сергей Старцев. Он предположил, что после того, как закон вступит в силу, большинство водителей будут отказываться перевозить детей.
Во-первых, качественное автокресло стоит около 2 тысяч гривен и к таким расходам водители не готовы. Во-вторых, оно занимает много места в багажнике и водитель не сможет возить людей с чемоданами, а таких клиентов гораздо больше, чем с детьми.
Старцев также отметил, что поездка с автокреслом обязательно должна быть дороже обычного тарифа. Однако подсчитать стоимость можно будет получив статистику, сколько людей с детьми пользуются такси.
«По моим оценкам, этих перевозок меньше, чем перевозок людей с вещами. Те люди, которые захотят перевозить детей, во-первых, должны потратить деньги на кресло, во-вторых, теряют обычные заказы, с перевозками вещей. Подача этих машин увеличится безусловно, потому что количество водителей с креслом будет небольшим», — отметил Старцев.
Меры безопасности
Легковые автомобили и ремни безопасности рассчитаны на человека ростом более 145 сантиметров и весом более 36 килограмм. Поэтому для перевозки детей, которые имеют меньшие параметры, необходимо использовать автокресло. Об этом в комментарии Радио НВ подчеркнула глава Национальной программы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей и молодежи Traffic Challenge Ольга Дробышева.
Она отметила, если ребенка, который имеет меньшие параметры, перевозить без кресла только с ремнем, он может повредить внутренние органы или даже задушить его. Зато, если перевозить детей вообще без средств безопасности, это небезопасно как для ребенка, так и для других пассажиров. Например, для годовалого ребенка весом в 10 килограмм даже на скорости 50 км в час сила удара равна 450 килограммам.
«Ремень безопасности должен проходить через ключицы и кости, через грудь. Снизу он проходит по тазовым костям и защищает органы, которые находят в тазу. Ремень безопасности не должен проходить ни по шее, ни по животу, потому что если человека зажмет ремнем там, он может быть инвалидизирован. Внутренние органы получат огромные травмы. Если мы говорим о шее, то будет минимум смещение позвонков или надрывы спинного мозга», — отметила Дробышева.
Введение закона должно стимулировать таксистов обустраивать автокресла, отметила в комментарии Радио НВ председатель общественной организации Родительский контроль Оксана Макаренко. Она добавила, что также эта норма напомнит самим родителям о мерах безопасности.
«Вопрос безопасности детей — самое главное, что должно беспокоить абсолютно всех взрослых. То, что сейчас, возможно, не все такси подготовлены, не должно помешать тому, чтобы такие меры вводились. Это стимул для водителей — закупать такие кресла», — Макаренко.
Непрямые формулировки
Адвокат Богдан Глядик в комментарии Радио НВ отметил, что в законе говорится о специальных средствах для перевозки детей. Однако, там нет прямой формулировки относительно наличия автокресел. Глядик добавил, что если ребенка перевозят в такси без средств безопасности, штраф должен платить водитель.
«Закон фактически вводит ответственность за нарушение правил перевозки детей. Это точная формулировка. И в этих правилах нет ни слова об автокреслах или какого-то более конкретного определения», — отметил Глядик.